Апостольский дворец. Апостольский дворец, Ватикан: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Ватиканские дворцы. Страницы истории

Апостольский дворец (Apostolic Palace), также известный как Ватиканский или Папский дворец - главная официальная резиденция главы Римской католической церкви, папы Римского. Здание располагается сбоку от собора Святого Петра и считается одной из ключевых достопримечательностей Ватикана .

История строительства

Определить временную точку отчета, с которой началось строительство будущей резиденции глав католической церкви, довольно сложно. Однако многие считают, что строительство дворца началось примерно в V веке и представляло собой на тот момент ряд помещений, в которых жили и работали наследники апостола Петра. Комплекс дворцов постепенно расширялся и обогащался произведениями искусства.

В эпоху Возрождения произошел подлинный архитектурный бум, и целый городской квартал Рима превратился в грандиозный комплекс зданий, в строительстве которых принимали участие самые известные архитекторы, скульпторы и живописцы - Браманте, Бернини, Микеланджело, Рафаэль и многие другие.

Сегодня, этот архитектурный шедевр является одним из величайших объектов исторического наследия не только в Европе, но и в мире.

Дворец изнутри

Ватиканские дворцы - один из самых величественных в мире архитектурных ансамблей с исторической и художественной точек зрения. По своей форме, дворец напоминает неправильный четырехугольник, тянущийся к северу от Собора Святого Петра . Он состоит из тысячи комнат, а также включает часовни, музеи и папскую библиотеку, в которой хранятся настоящие сокровища знаний.

Одним из красивейших залов дворца считается Климентинский зал, созданный в XVI веке . Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. В самом дворце можно увидеть не только христианские реликвии - здесь собраны древнеегипетские, сирийские, античные скульптуры, а также великолепные образцы живописи эпохи Ренессанса.

Всего здесь насчитывается около 20 дворов, более 200 лестниц и 12 тысяч комнат. Главный вход лежит со стороны правого крыла колоннады Святого Петра, рядом с которой возвышается конная статуя Константина Великого. Здесь же находится главная лестница – Скала Реджа, ведущая в царскую залу.

Сикстинская Капелла

Одной из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла . Она была сооружена по приказу Сикста IV в период между 1473 и 1480 годами мастером Джованнино де’ Дольчи. Капелла состоит из прямоугольного зала длиной 40, шириной 13 и высотой 20 метров, освещенного 12 полукруглыми окнами под бочарным сводом. В капелле проходят самые важные религиозные обряды в присутствии Папы, высших иерархов церкви, дипломатического корпуса. Также в ней собирается и конклав - закрытое собрание всех кардиналов для избрания нового главы церкви.

Потолок Капеллы полностью расписан одним из «Титанов Возрождения», Микеланджело Буонаротти , он же выполнил настенную фреску «Страшный суд». Также над росписью стен трудились такие гении как Сандро Ботичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо, Доменико Гирландайо.
Из этого видео вы узнаете, как выглядит Сикстинская Капелла изнутри. Это видео уникально: оно снято в день 500-летия потолочной фрески.

Ватиканская Пинакотека

Здание, в котором сейчас размещается Ватиканская Пинакотека, было построено архитектором Лукой Бельтрами для Папы Пия XI. В здании размещается Главное управление делами Ватикана, хранилище, реставрационные мастерские и пятнадцать залов, в которых выставлено около 500 произведений искусства , в том числе гобелены по эскизам Рафаэля.

Резиденция Папы Римского

Рабочим местом Папы является дворец, который высится за северным полукругом знаменитой колоннады Бернини. Возведение палаццо было завершено при Папе Клименте VIII в конце XVI – начале XVII веков. На верхнем этаже справа находятся апартаменты нынешнего Папы Римского. Второе окно справа – его рабочий кабинет, и каждое воскресенье он обращается из него к верующим , которые собираются на площади Святого Петра, с традиционной проповедью Angelus. Из этого же окна в Апостольском дворце понтифик оглашает каждый год в конце декабря традиционное Рождественское послание Urbi et Orbi (Граду и миру).

Есть в Апостольском дворце и другие папские апартаменты, апартаменты Борджа. Они принадлежали знаменитому Родриго де Борджа (папе Александру VI), возглавлявшему католическую церковь в период с 1492 по 1503 год и прославившемуся отнюдь не богоугодными деяниями. В настоящий момент эти помещения, украшенные великолепными росписями и фресками Пинтуриккьо , составляют часть музейного комплекса Ватикана и доступны для осмотра.

Полезная информация

  • Как добраться: станции метро Ottaviano – San Pietro – Musei Vaticani, Cipro (линия А), далее пешком 10 минут
  • Адрес: 00120, Via Sant’Anna, Vatican City
  • Время работы: Все ватиканские музеи доступны для посещения с понедельника по субботу , а время работы – с 9 до 18 часов . Исключения составляют дни, объявленные в Италии государственными праздниками (это: 1 января, 1 мая и 25 декабря), а также большие церковные праздники.
  • Время молитвы “Ангелус”: Воскресенье 11:50
  • Стоимость билетов: Взрослый – 15 евро, детский – 8 евро (Все музеи Ватикана)
  • Официальный сайт (музеи Ватикана): www.museivaticani.va

Также нужно помнить о дресс-коде , потому что в шортах и майках в некоторые музеи (да и вообще на территорию Ватикана) могут просто не допустить.

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец


Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Комплекс зданий в ; официальная резиденция Папы Римского. Иногда его называют Папским дворцом или дворцом Сикста V. Это древнейшая и самая важная постройка на Ватиканском холме. Начиная с XIV века, она служит папской резиденцией, хотя построена ориентировочно во второй половине IV века. Апостольский дворец входит в по версии нашего сайта.

Во дворах этого культового сооружения очень легко потеряться. Оно включает в себя множество залов, галерей, переходов, дворцовых ансамблей и капелл. Одой из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла, потолок которой расписывал сам Микеланджело. Свое название часовня получила в честь Папы Сикста IV. В Пинакотеке дворцового комплекса можно увидеть и другие работы выдающегося Микеланджело.

Во дворце тысячи помещений. Одним из красивейших залов считается Климентинский зал, созданный в XVI веке. Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. Большая часть Апартаментов Борджиа сегодня занята библиотекой и музеем.

Особое место в комплексе занимают - ряд комнат, расписанных в XVI веке Рафаэлем и его учениками. Примечательно то, что во дворце можно увидеть не только христианские реликвии, но и обширные музейные собрания древнеегипетских, сирийских и прочих античных скульптур.

Резиденция Папы Римского расположена на верхнем этаже дворца. Из своего окна он каждое воскресенье обращается к верующим гражданам, собравшимся на площади. Для посещения дворца достаточно купить единый билет в музеи Ватикана. Ближайшие станции метро Ottaviano, Cipro или S. Pietro, от которых нужно пройтись 10 минут пешком в сторону достопримечательности.

Фото достопримечательности: Апостольский дворец

Папский Дворец, также известный под именем Ватиканского или Апостольского дворца, представляет собой резиденцию святейшего Папы Римского в Ватикане. В официальных документах объект фигурирует под названием Палас Сикста V. ? Смотрите на карте.

Комплекс зданий включает правительственные римско-католические учреждения, Папские апартаменты, Библиотеку, несколько часовен, Ватиканские музеи. На третьем этаже расположились залы для аудиенций, в числе которых можно выделить Зал консисторий, Климентийский зал, папскую библиотеку (личный кабинет Папы для частных визитов), Большой и Малый тронные залы. Чуть выше занимают помещения сотрудники папского секретариата.

В общей сложности во дворце свыше тысячи помещений, в которых хранятся шедевры культуры: знаменитые фрески потолка авторства Микеланджело, Сикстинская капелла де Дольчи, а также Станцы Рафаэля.

До того момента, как столица Италии была перенесена в Рим, летней резиденцией Его Святейшества был Квиринальский дворец. В городе Кастель Гандольфо расположена летняя резиденция, другая находится в Латеранском дворце.

Все дороги ведут к Папскому Дворцу

Все улицы Ватикана ведут к Апостольскому Дворцу (Residenza Papale), который знаменит своими богато украшенными залами. В центре площади Пиацца делла Либерта высится непримечательный фонтан, который загораживает вид на собор. Над этим комплексом сооружений трудился Бернини. Площадь получила свое имя после процесса объединения Италии в 19 веке. Если дорогой читатель не относится к числу высокопоставленных членов свиты Папы, то замки дворца будут недоступными для осмотра. Посему путешественникам остается только наслаждаться фотографированием швейцарских гвардейцев: полосатая гвардия Ватикана по сей день предпочитает старинную форму одежды, которую шьют согласно эскизам Микеланджело.

Во дворце можно насчитать 20 дворов, свыше двух сотен лестниц, 12 тысяч комнат. Неправильный четырехугольник, простирающийся с юга на север, имеет восточный продольный и западный фасады, образованные двумя галереями, которые объединяют Ватикан с Бельведером. Между ними находятся галереи Браччио Нуово и Библиотечная на три двора. Ближайшим к Ватикану зовется Бельведерский. Третий двор украшен садом Джиардино делле Пинья. Другой крупный сад Джирардино Понтифико лежит западнее дворца, на склоне холма. Именно там Пирро Лигорио построил виллу Папы Пия IV.

Бельведерский дворец

Во дворце Бельведера в настоящее время расположен Музей Пия-Климента. В музейный комплекс ведут два вестибюля: круглый, с которого открывается панорама на Рим, и четырехугольный с известным бельведерским торсом Геркулеса. В непосредственной близости с круглым вестибюлем можно встретить статую мифического охотника в зале Мелеагра. Отсюда туристы попадают во внутренний двор, который окружает портик с 16-ю поддерживающими колоннами. Под портиком установлены алтари, саркофаги, барельефы, купели в античном стиле. В нишах расставлены узнаваемые статуи: Лаокоон и сыновья, Меркурий, Персея Канова, Аполлон Бельведерский.

За ним следует галерея Статуй, где выделяются памятники Аполлон Савроктонский, Спящая Ариадна, Купидон Пракситель. Проходя через зал Зверей со статуями оных, можно попасть в зал Муз. Помещение, окруженное 16-ю колоннами из мрамора, содержит статую Аполлона Массагетского и муз, обнаруженных в Тиволи. Далее следует Круглый зал со статуями Геркулеса, Цереры, Юноны и Антиноя; зал Греческого креста, где покоятся Св. Констанция и Елена.

Далее лестница ведет нас в Египетский музей, который был основан еще Папой Пием VII. Чуть дальше, на втором этаже, находится Этрусский музей, галерея Канделябр. Музей был создан по инициативе Григория XVI. Он знаменит богатейшими экспонатами древнеиталийской культуры, хранящимися в 13 залах.


Апостольский дворец

Апостольский дворец - официальная резиденция папы Римского в Ватикане. Но чаще всего можно услышать другие варианты названия: Папский дворец или Ватиканский дворец. Апостольский дворец - это не просто папские апартаменты, а целый исторический и музейный комплекс, который с уверенностью можно назвать одним из грандиозных архитектурных сооружений, представляющих неоспоримую художественную и историческую ценность.

В комплекс Ватиканский дворец входят такие здания как Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско - католической церкви, Библиотека Ватикана, Ватиканский музей и несколько часовен. Во дворце более тысячу помещений, среди них Зал консисторий, Климентинский зал, Большой и Малый тронные залы, кабинет Папы и кабинет для частных аудиенций, которые расположились на третьем этаже. А на четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Немного из истории. А именно немного, потому что достоверно так и неизвестно когда было начато строительство Ватиканского дворца. Одни эту дату приписывают к временам Константина Великого, начало IV века, другие относят первую постройку к временам папы Симмаха, VI век. Достоверно известно только одно, что во время приезда Карла Великого для коронования, папской резиденцией служил дворец на Ватиканском холме. Это было конец VIII начало IX веков. Но позже дворец был запущен. И только 1377 году Ватикан становится постоянной резиденцией папы, и этот период начинается со строительства ряда грандиозных построек.

Ватиканский дворец представляет собой целую композицию архитектурных собраний дворцов, залов, галерей и капелл, которые относятся к разному времени постройки, а по стилю принадлежат к различным эпохам. Ватиканский дворец - это сокровищница архитектуры, живописи и скульптуры, главная достопримечательность Ватикана. Во дворце можно насчитать более 20 дворов, 12 тысяч различных комнат, а так же более 200 лестниц.

Если посмотреть на дворец сверху, то его внешний вид напоминает форму неправильного четырехугольника, который протянулся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. На восточной и западной части расположены галереи, которые соединяют Ватиканский и Бельведерский дворцы, а между ними - поперечные галереи, которые поделили все пространство на три двора. Самая старейшая часть дворца - южная, главный вход в которую находится правее колоннады Святого Петра, недалеко от конной статуи Константина Великого. Главная лестница ведет в Царскую залу, через которую вы попадете в знаменитую Сикстинскую капеллу.

Лоджия Рафаэля

Станцы Рафаэля

Апартаменты Борджа

Фрески капеллы Niccolina

Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла в Ватикане - это бывшая домовая церковь. Сикстинская капелла - это исторический, художественный и религиозный памятник, который относится к эпохи Возрождения. Сегодня Сикстинская капелла является самой известной капеллой не только в Ватикане, но и во всем мире.

Вид капеллы с собора святого Петра

Сикстинская капелла была построена на том месте, где до нее стояла «Великая капелла», в которой в эпохе Средневековья собиралось более 200 кардиналов. Папа Сикст IV решил укрепить эту постройку, от набегов войск, который угрожали восточным берегам Италии. Именно в честь него и была названа Сикстинская капелла. Архитектором этого проекта стал Баччо Пантелли, а работы по строительству велись под руководством Джордже де Дольчи. И в праздник Вознесения, 15 августа 1483 году капеллу осветили.

В 1481 - 1483 году была приглашена группа флорентийских художников в Рим, для росписи стен Сикстинской капеллы. Это были такие известные художники как Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Баттичелли, при участии своих помощников: Синьорелли, Бьяджо д’Антонио, Пинтуриккио, Давид Гирландайо, Бартоломео делла Гатта, Пьеро ди Козимо. Эти фрески содержали многочисленные изображения портретных фигур. Изночально фресок было 16, но до наших дней сохранилось только 12.

Внутреннее помещение Сикстинской капеллы представляет собой прямоугольный зал с овальным сводом, который поделен на две части красивейшим мраморной оградой, сделанной Мино де Фьезоле. Такую ценность Сикстинской капелле придали именно эти фрески, которые и украшают все стены внутри здания. Стены капеллы описывают два цикла - Это история Христа и история Моисея. История Христа: Крещение Христа (Перуджино), Признание первых апостолов (Гирландайо), Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли), Нагорная проповедь (Козимо, Росселли), Тайная вечеря (Козимо, Росселли), Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино). История Моисея: Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли), Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино), Переход через Красное море (Козимо, Росселли), Дарование заповедей и золотой телец (Козимо, Росселли), Возмущение против законов Моисея (Боттичелли), Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли).

Все вышеперечисленные художники и их росписи представляют большую ценность, но все, же самые ценные считаются те фрески, которые были написаны чуть позже и сделаны они были Микеланджело. Именно эти фрески считаются главными шедеврами ренессансного искусства.

Микеланджело начал работать в начале XVI века. В одиночку знаменитый на весь мир скульптор расписал более 500 квадратных метров потолка Сикстинской капеллы. Вся композиция Микеланджело состоит из более десятков отдельных фресок, которые между собой создают впечатление единого целого. На потолке Сикстинской капеллы запечатлены самые важные моменты из Библии, начиная от сотворения мира и заканчивая «Страшным судом».

Потолок Сикстинской капеллы

Почти четыре года понадобилось Микеланджело чтобы закончить работу над фресками. Такая значимая работа не могла не сказать на его здоровье: большое количество краски попало в его легкие. Это жертва того стоила, но из-за плохого состояния Микеланджело пришлось на время остановить свои работы, которые он возобновил только в 1536 году. После долгого перерыва он вернулся, что бы закончить свою последнюю фреску «Страшный суд», над которой трудился уже в возрасте 60 лет. И это не смогло не сказаться на его работе.

«Страшный суд»

Страшный суд,детали

Многие не поняли «Страшный суд» Микеланджело. В этой фреске он представил человека, как существо, которое ничего не может противопоставить судьбе. Его работала была раскритикована, а священнослужители пытались вообще уничтожить последнюю фреску, из-за того что все персонажи на ней изображены обнаженные. Ее удалось спасти, нарисовав им набедренные повязки. По-настоящему оценить работу Микеланджело смогли только спустя десятилетия.

Фрески Сикстинской капеллы подвергались несколько раз реставрации. Последняя такая реставрация проводилась в 1980 - 1994 годы. Эта реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав многочисленные споры, критику и негативные отклики.

Крещение

Искушение Христа

Призвание апостолов

Нагорная проповедь

Тайная вечеря

Вручение ключей

Призвание Моисея

Обрезание сына Моисея

Переход через море

Дарование заповедей

Возмущение против законов

Смерть Моисея

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента. В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то