Западный скоростной диаметр карта. Западный скоростной диаметр

Давняя необходимость создания транспортной связи между северо-западными и его центральной частью воплотилась в крупномасштабном строительстве внутригородской платной автомагистрали под названием Западный скоростной диаметр.

Как все начиналось

История развития проекта началась в далеком 1990 году, когда правительство СССР в очередном постановлении о перспективах государственного строительства поставило его в план предстоящего десятилетия. На протяжении многих лет руководители теперь уже российского государства не оставляли без внимания вопрос об улучшении и развитии транспортной инфраструктуры Северной столицы.

Начало строительных работ было положено в 2005 году. Сооружение магистрали ведется беспрерывно, с поэтапным введением в строй готовых отрезков пути.

Значение скоростной магистрали

Результатом многолетнего труда станет высокоскоростная трасса, соединяющая южную часть города (Московский и Кировский районы) с Васильевским островом и Приморским районом. Новая дорога позволит снять основную транспортную нагрузку с центральной части Санкт-Петербурга, а также в южной и северной частях города.

В соответствии с генеральным планом, Западный скоростной диаметр СПб состоит из трех участков: Северного, Южного и Центрального. Общая протяженность транспортной системы достигает сорока семи километров. Почти половину этой длины занимают мостовые сооружения, путепроводы и тоннели.

Уникальность строительных объектов

Наличие большого количества было продиктовано особенностями промышленной инфраструктуры и ландшафтной зоны в районе прохождения автомагистрали. Чтобы не нарушать целостность возведенных ранее объектов, а также продемонстрировать бережное отношение к зеленой территории, архитекторами проекта было принято решение о строительстве значительной части трассы на эстакадах.

Ничего подобного в России до сих пор не возводилось. Лидером в области инновационного строительства стал Западный скоростной диаметр. Санкт-Петербург может по праву гордиться современными объектами, которые наверняка станут новыми достопримечательностями Северной столицы.

Некоторые из сооружений можно считать уникальными. Таким будет вантовый мост, под которым проходит Корабельный фарватер. Протяженность центрального пролета упомянутого сооружения составляет более трехсот метров. Другой мост, пересекающий Петровский фарватер, имеет основной пролет длиною в двести двадцать метров. В месте пересечения Морского канала ведутся работы по возведению четырехсотметрового мостового сооружения, имеющего два яруса.

Действующие участки диаметра

Первый фрагмент Южного участка был торжественно открыт в октябре 2008 года. Полностью он вступил в строй через четыре года. Южный участок берет свое начало от и соединяется с транспортной развязкой на набережной реки Екатерингофки.

Протяженность Южной магистрали - восемь с половиной километров. Почти две трети пути занимают эстакады и мосты. Это самый ответственный отрезок диаметра, поддерживающий интенсивность движения непрерывного потока крупногабаритного транспорта в направлении Большого морского порта.

Западный скоростной диаметр был продолжен открытием рабочего движения на Северном участке в августе 2013 года. На торжественном мероприятии присутствовал президент России. Протяженность нового пути составила свыше двадцати шести километров - это больше половины от общей длины, которую занимает Западный скоростной диаметр. Схема движения проходит от Приморского проспекта до автомобильной трассы международного значения Е-18 под названием «Скандинавия».

Центральный участок пути

Что касается Центрального участка, то в настоящее время ведутся интенсивные работы по его возведению. Западный скоростной диаметр на Васильевском острове будет проложен вдоль границы всей территории, соединяя ее с Адмиралтейским и Приморским районами Санкт-Петербурга. Общая протяженность трассы - около двенадцати километров. Это самая сложная в техническом плане часть проекта, поскольку здесь запланировано строительство десяти искусственных конструкций. По предварительным расчетам, пуск Центральной нити ожидается к началу 2016 года.

Экономические и технические показатели проекта

Западный скоростной диаметр представляет собой самый крупный европейский образец партнерства государственных и частных инвесторов. В результате слияния денежных потоков образовался бюджет, превышающий сумму в двести десять миллиардов рублей. Половина из них - это бюджетные средства, сорок процентов составляют деньги частных инвесторов. Оставшиеся десять процентов были привлечены благодаря выпуску облигаций государственного займа.

На различных участках трассы предусмотрено расположение от четырех до восьми полос движения. Разрешенная предельная скорость автомобильного транспорта на автомагистрали - 110 километров в час. После введения в эксплуатацию всех участков пути ожидаемая пропускная способность составит не менее ста тысяч автомобилей.

Действующие тарифы на проезд

Западный скоростной диаметр - это платная автомобильная трасса, средства от которой будут направлены на поддержание грандиозного сооружения в соответствующем техническом состоянии.

Действующие участки диаметра разделены на несколько тарифных зон, на которых стоимость проезда зависит от вида транспортного средства и времени суток. Для легковых и малогабаритных грузовых автомобилей цена колеблется в пределах от десяти до сорока рублей. Владельцы тяжелых грузовых машин должны заплатить от тридцати до ста тридцати рублей.

Формы оплаты

Для удобства пользования проездом автомобилистам предлагается несколько форм оплаты. Тем, кто редко проезжает по ЗСД, можно покупать билет за наличный расчет или расплачиваться посредством банковской карточки.

Другой вариант оплаты заключается в использовании бесконтактных смарт-карт, которые можно брать в пользование у оператора, обслуживающего трассу. БСК могут быть анонимными или персонифицированными. Оформление последней предоставляет пользователю скидку в размере десяти процентов. Достаточно регулярно пополнять счет на карте, и передвижение по дороге будет происходить практически беспрепятственно.

Когда выполняются регулярные грузовые перевозки через Западный скоростной диаметр, транспондер становится наиболее приемлемым способом расчета. Специальный электронный прибор закрепляется на лобовом стекле транспортного средства и гарантирует мгновенную оплату при въезде на магистраль. Транспондеры можно получить в аренду у оператора скоростной дороги. Постоянное пользование электронным средством оплаты предоставляет льготный проезд со скидкой до двадцати процентов.

Активно действующая трасса призвана помочь сделать Санкт-Петербург крупнейшей транспортной развязкой Европы. После полного введения в строй всей линии автомагистрали Западного скоростного диаметра, его можно смело выдвигать в качестве претендента на официальное звание чуда света двадцать первого века.

Санкт-Петербург (новое строительство)
Проектирование, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2004 - 2016
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АО «Западный скоростной диаметр»

Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге – один из проектов, давших мощный импульс развитию Северной столицы как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы. Эта современная многополосная трасса соединила Юго-Западную часть города с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом, Курортным районом и трассой «Скандинавия». ЗСД – крупнейший в России транспортный проект, реализованный в рамках государственно-частного партнерства, который определил развитие Санкт-Петербурга в качестве крупного транспортного узла мирового уровня.

Магистраль ЗСД проходит (с юга на север) от пересечения Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД) с Дачным пр. – вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца – через район Кировского завода к Лесному порту – по акватории Финского залива и вдоль западной оконечности Васильевского острова и Петроградской стороны – по территории Приморского и Выборгского районов (пересекая КАД у автозавода «Хендай») и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе поселка Белоостров (Курортный район). Магистраль связывает Морской порт с важнейшими федеральными трассами. Большое количество искусственных сооружений в составе трассы связано с необходимостью пересекать плотную городскую застройку, водные объекты, включая обширные участки Невской губы.

Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всем протяжении магистрали. Характерные сооружения – дугообразные опоры освещения, криволинейное шумозащитное ограждение создали единый архитектурный стиль трассы, поэтому ЗСД воспринимается не просто как автодорога, а как единый инженерно-архитектурный комплекс.

Западному скоростному диаметру принадлежат два рекорда по одним из самых протяженных мостовых сооружений в России:

1. Второе место по протяженности в России – южная эстакада основного хода с мостами через Морской канал и Корабельный фарватер – 9378 метров.
2. Третье место – северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер – 8794 метров.

Основные характеристики:

  • общая протяженность – 46,6 км
  • количество полос движения на различных участках – от 4 до 8 (в двух направлениях)
  • максимальная интенсивность движения – 140 тыс. автомобилей в сутки
  • общая протяженность искусственных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели) – 21 км
  • количество транспортных развязок – 14 (в том числе 6 перспективных).
В составе ЗСД построены уникальные для России мостовые сооружения, которые стали неотъемлемой частью морского фасада Санкт-Петербурга:
  • Двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом:
    – длина моста – 1020 м
    – длина центрального пролета – 168 м
    – подмостовой габарит по высоте – 52 м
  • Вантовый мост над Корабельным фарватером:
    – длина моста – 620 м
    – длина центрального пролета – 320 м
    – подмостовой габарит по высоте – 35 м
  • Вантовый мост над Петровским фарватером:
    – длина моста – 581 м
    – длина центрального пролета – 240 м
    – подмостовой габарит по высоте – 25 м.

Строительство ЗСД

Строительные работы на ЗСД начаты осенью 2005 г. 30 октября 2008 г. состоялся пуск I очереди ЗСД. В мае 2011 г. на открытом участке ЗСД (I очередь и часть II очереди до Благодатной ул.) введен платный проезд. 18 сентября 2010 г. открыто движение по участку III очереди от площадки автозавода Hyundai до Кольцевой автодороги. 14 октября 2010 г. состоялось открытие движения на участке II очереди до Благодатной ул. 29 декабря 2011 г. открыто (частично) движение по транспортной развязке на пересечении ЗСД и Кольцевой автодорогой в районе автозавода Hyundai. 10 октября 2012 г. состоялся пуск участка II очереди ЗСД от Благодатной ул. до р. Екатерингофки. Таким образом, был введен в строй весь южный участок магистрали. 2 августа 2013 г. состоялся пуск северного участка магистрали. В торжественной церемонии открытия принял участие Президент РФ В.В. Путин. В 2013 г. началось строительство самого сложного Центрального участка магистрали. 2 декабря 2016 г. открыто сквозное движение по центральному участку ЗСД. В торжественной церемонии принял участие резидент РФ В.В. Путин.

I очередь – от транспортной развязки с КАД до развязки с Ленинским пр. с Краснопутиловской ул. Протяженность 5,7 км, включая выходы на трассу ЗСД из III и IV районов порта в составе I очереди по новой магистрали в створе Автомобильной ул. Протяженность искусственных сооружений – 3,9 км.

Искусственные сооружения I очереди:

  • 3 эстакады длиной 1865 м, 511 м (в обратном направлении 548 м) и 267 м
  • путепровод через Ленинский пр., длина 272 м, схема (42+44+56+44+2×42) м, в обратном направлении длина 229 м, схема (42+44+56+42) м
  • путепровод через Краснопутиловскую ул., длина 229 м, схема (63+78+48+38) м
  • транспортная развязка с Кольцевой автодорогой, Дачным пр. и Предпортовой ул., в составе семь съездов общей протяженностью 2,38 км
  • транспортная развязка с Ленинским пр. и Краснопутиловской ул., в составе четыре съезда общей протяженностью 827 м.
Подключение к ЗСД 3-го и 4-го районов Морского порта Санкт-Петербурга:
  • 3 путепровода через железнодорожные пути общей протяженностью 122 м
  • 3 эстакады длиной 74 м, 179 м (в обратном направлении 59 м) и 103 м
  • эстакада под пункт сбора платы длиной 206 м
  • путепровод через пр. Народного Ополчения, длина 130 м, схема 40+51+38 м.

II очередь – от транспортной развязки с Краснопутиловской ул. до развязки с набережной реки Екатерингофки. Протяженность 5,2 км, протяженность искусственных сооружений – 4,3 км.

Искусственные сооружения II очереди:

  • 4 эстакады длиной 335 м, 942 м, 335 м и 1462 м
  • мост через р. Екатерингофку, длина 155 м, схема (76,6+75,86) м, ширина 2×21,4 м, двухъярусная ферма с ортотропной плитой
  • транспортная развязка с Благодатной ул. (4 съезда)
  • транспортная развязка в районе р. Екатерингофки (2 съезда длиной 557 м и 231 м).

На эстакадах 3-го и 4-го участков II очереди (между пр. Стачек и р. Екатерингофкой) – в связи с тем, что трасса проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки, – проектировщики применили уникальные двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом направлении поверху (по 4 полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане переменного радиуса с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.


III очередь – от транспортной развязки с Богатырским пр. до развязки на примыкании к автомобильной дороге Е-18 «Скандинавия». Протяженность – 22,7 км, протяженность искусственных сооружений – 2,3 км.

Искусственные сооружения III очереди:

  • путепровод через Шуваловский пр. с эстакадой, длина 1224 м, схема (51×26) м
  • мост через канал, длина 370 м, схема (39,5+6×48+42) м
  • мост через р. Каменку, длина 312 м, схема (12×26) м
  • мост через р. Черную, длина 162 м, схема (33+39+45+44) м
  • эстакада над Кольцевой автодорогой, длина 234 м, схема (24х2+22+24х2+33х2+24х2) м
  • мост через р. Черную, длина 30 м
  • путепровод, длина 30 м
  • путепровод, длина 686 м, схема (45+63+54+45+2×46+9×42) м
  • мост через р. Сестру, длина 235 м, схема (48+2×69+48,5 м) м
  • транспортная развязка с Кольцевой автодорогой, в составе 8 съездов
  • транспортная развязка на примыкании к автодороге Е-18 «Скандинавия», в составе 4 съезда.

IV очередь – от транспортной развязки с набережной реки Екатерингофки до ул. Шкиперский проток. Протяженность – 5,7 км, протяженность искусственных сооружений – 5,2 км.
Искусственные сооружения IV очереди:

  • эстакада подхода к мосту через Морской канал, длина 836,8 м, схема: (2х75+65,7)+(74,7+90+73,8)+(42,31+51+41,7)+(71,7+84+81,9) м
  • мост через Морской канал, длина 1020 м, двухъярусная ферма, ширина 20,4 м, схема: (144+120)+(156+168+144)+(144+144) м
  • мост по контуру о-ва Белый, длина 973м, схема (63,8+63,8)+2х(63,8+63+63+63,8)+(84,8+84+84+84,8) м; ширина от 38,5 до 42 м
  • мост в устье Большая Нева на подходе к вантовому мосту через Корабельный фарватер (левый по ходу пикетажа) длина 672,8 м, ширина от 39 до 40 м, схема: (84,8+84+84,8)+(85+105+125,6+103,5) м
  • мост через Корабельный фарватер, длина 622,4 м, ширина 38,6 м, схема: (150+320+150) м
  • мост в устье реки Большая Нева на подходе к вантовому мосту через Корабельный фарватер (правый по ходу пикетажа), длина 1211 м, ширина 36 – 38 м, схема: (102+126+102+2x84)+(5х84+3х63)+(4x24) м
  • две эстакады на съездах транспортной развязки в районе р. Екатерингофки, длина 118,8 м и 896 м.

V очередь – от ул. Шкиперский проток до транспортной развязки с Богатырским пр.
Протяженность – 8,4 км, протяженность искусственных сооружений – 5,9 км.

Искусственные сооружения V очереди:

  • тоннель под р. Смоленкой, длина 403 м, ширина 32 м
  • эстакада на подходе к мосту через Петровский канал, длина 533 м
  • мост через Петровский канал, длина 580 м, схема (60+110+240+110+60) м
  • мост через устье Средней Невки и Большой Невки, длина 1709 м, схема (2×75+84+5×105+85+87+2×126+2×106+2×105+106) м, ширина 41 м
  • эстакада на подходе к мосту через устье Средней Невки и Большой Невки, длина 441 м
  • путепровод через Приморский пр., длина 253 м, схема 43+3×45+2×43+3×45+43) м, ширина 41 м
  • эстакада с путепроводом на Приморском шоссе через железнодорожные пути, ул. Школьную, Мебельную, Проектную и Оптиков, длина 1363 м
  • путепровод через Ситцевую ул., длина 31 м, ширина 32 м
  • путепровод через Богатырский пр., длина 105 м, схема (2×51) м, ширина 30 м
  • транспортная развязка с наб. Макарова. Намывные территории Васильевского острова
  • транспортная развязка с Приморским пр.
  • транспортная развязка с Богатырским пр.
На каждой из очередей построены по два пункта взимания платы (для проезда в обоих направлениях).

В вашем браузере отключен JavaScript


ЗСД – трасса инновационная в самых разных отношениях. Это первая скоростная магистраль, соединяющая южную и северную окраины Петербурга с его центральными районами, а также первая платная автодорога Северной столицы.

В составе ЗСД запроектированы уникальные для России мостовые сооружения центрального участка ЗСД, которые стали неотъемлемой частью морского фасада Санкт-Петербурга:

– двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом (длина моста 734 м, длина центрального пролета 168 м, подмостовой габарит по высоте 52 м);

– вантовый мост над Корабельным фарватером (длина моста 620 м, длина центрального пролета 320 м, подмостовой габарит по высоте 35 м);

– вантовый мост над Петровским фарватером (длина моста 580 м, длина центрального пролета 220 м, подмостовой габарит по высоте 25 м).

Значительная часть трассы ЗСД проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки. На участке II очереди между пр. Стачек и р. Екатерингофкой дефицит свободной площади ощущался особенно остро. В этой связи проектировщиками на данном участке, а также на части IV очереди были применены двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом – поверху (по 4 полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане, причем переменного радиуса, с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.

Есть в проекте ЗСД и другие, менее масштабные, но интересные решения. Например, пункт сбора платы на съезде на Автомобильную улицу (а составе I очереди), построенный в два яруса из-за крайне стесненных условий. Устройство противофильтрационной завесы для земляного полотна в выемке на Васильевском острове.

«Стена в грунте» – это эффективное техническое решение по устройству противофильтрационной завесы, экономически более целесообразное, чем использование шпунта или буросекущих свай. Решение успешно реализовано при строительстве центрального участка ЗСД

08.04.2019

Российский конкурс «Алюминий в архитектуре 2019» прошел в рамках международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» (AlumForum). Участников конкурса приветствовали председатель Союза архитекторов России Н. Шумаков, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации И. Казовская, директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ компании РУСАЛ Ю. Шивилов и председатель жюри конкурса – основатель архитектурного бюро «Giencke & Company Architects» Ф. Гинке (Австрия).

Тестовый режим работы Центрального участка Западного Скоростного Диаметра заканчивается и с 4 февраля 2017 на нем вводится плата. Причем заодно будут полностью пересмотрена схема взимания оплаты. Вся трасса ЗСД теперь поделена на 5 тарифных зон, проезд по каждой стоит 60 рублей.

Это базовая цена при оплате наличными или банковской картой. Таким образом, ожидаемого сильного подорожания стоимости проезда по ЗСД с нового года не случилось и, вопреки ожиданиям, проезд по всей трассе обойдется в 300 рублей (от трассы «Скандинавия» до КАД на юге города). Зато для тех, кто предпочитает платить наличными или картой отменяется ночной тариф. То есть цена в 60 рублей () за участок будет круглосуточной. Вот официальная схема тарифных зон:

  • Зона 1 . КАД (Юг) — Благодатная улица
  • Зона 2 . Благодатная улица — Набережная Макарова (Васильевский остров)
  • Зона 3 . Набережная Макарова (Васильевский остров) — Будущая развязка с Шуваловским проспектом
  • Зона 4 . Будущая развязка с Шуваловским проспектом — КАД (Север)
  • Зона 5 . КАД (Север) — Трасса Е-18 «Скандинавия»

UPD: С 15 мая 2017 для стимулирования водителей использовать транспондеры, вводится увеличенная до 100 руб. плата при съезде на Богатырский проспект при оплате наличными или банковской картой.

UPD: С 22 июля 2017 до 100 руб. увеличивается стоимость проезда по любой зоне при оплате наличными или банковской картой . Проезд всей трассы ЗСД при оплате на каждом пункте наличными обойдется в 500 руб. Эксперимент на съезде на Богатырский проспект, по всей видимости, признан успешным, теперь опыт распространяется на всю трассу и пользоваться наличными стало максимально невыгодно. Удивляет лишь одно, почему разработчики тарифной сетки идут с другой стороны — вместо того, чтобы увеличить скидку по транспондеру или сделать более гибкие тарифы, устанавливаются заградительные тарифы при оплате наличными.

При использовании транспондера экономия составит 15% по сравнению с оплатой наличными. Кроме того, благодаря недавно введенной системе Flow+, если маршрут меньше тарифной зоны, то владелец транспондера сэкономит не 15%, а еще больше, поскольку стоимость будет рассчитана на основе фактически пройденного расстояния. Это происходит из-за того, что не на всех съездах оборудованы пункты оплаты проезда, но на всех стоят устройства для считывания сигнала транспондера. Это и позволяет еще мельче нарезать тарифные зоны именно для этой категории пользователей трассы. Еще один весомый плюс для пользователей транспондеров — сохранение ночного тарифа (применяется скидка 50% с полуночи до 6 часов утра).

В завершении обзора несколько фотографий ЗСД и видео:

По свежеоткрытому центральному участку Западного Скоростного Диаметра. Сказать, что мы впечатлились - это вообще, считай, промолчать. От рамок оплаты на Богатырском проспекте до съезда на остров Декабристов - 4(!!!) минуты, до Екатерингофки - около 12, и это мы даже больше сотки не разгонялись. Восторг после поездки был размазан жирным слоем у меня по лицу, поэтому через пару часов поехали смотреть на всю эту красоту уже с aleksorama . Заодно и сняли небольшое кино, а то с Сергеем только фоточек наделали. Сначала видео, там приятный музон и х4 ускорение, потом фотопост от Сергея.

P. S. Адовый ад с оплатой на съездах/заездах у Богатырского почти рассосался, Яндекс.Пробки сегодня уже начали рисовать более-менее спокойную ситуацию. Ждем введения оплаты:)

Сегодня в компании затестили центральный участок ЗСД, открытый позавчера.
Заезжали с севера, проехали до сьезда у Екатерингофки. Конечно, по сравнению с тем, что было - это как телепортация: 7 минут, и ты на Васильевском. 12 - и ты на Гутуевском острове, а там недалеко и до Обводного. Кажется пока с непривычки несколько нереальным. Плату пока не берут - месяц или два тестовые.


Вот карта этого "прокола" через весь город. Новооткрытый участок - красный, он самый сложный по трудоемкости и стоимости. Там мини-тоннель и несколько мостов, в том числе высотный над Канонеркой и Морским каналом. Также, Васильевский остров больше не будет изолированным во время разводки мостов: в любой момент туда можно будет приехать через ЗСД.

2. А мы развернулись и заезжаем на ЗСД-Центр в районе набережной Екатерингофки. Как видите, пост сбора оплаты пока в процессе строительства.

4. До Богатырского - 13 км! Всего лишь каких-то 10 минут езды. Фантастика.

5. Да, интересный момент, бросилось в глаза. Почему-то покрытие по пути "туда" (с севера на юг) - лучше, чем в верхнем ярусе (с юга на север). Тут оно негладкое и шершавое.

6. Выше был верхний ярус, а нижний (когда мы ехали с Богатырского) - выглядит вот так. Дорога очень гладкая.

7. Затем ЗСД огибает о-в Белый и пересекает мостом Большую Неву. Вдали виден Васильевский о-в и стройки на намывном периметре острова (слева). Хорошо уже виден и Газоскрёб .

8. Ещё вид на мост через Большую Неву.

9. Слева - Маркизова Лужа, прямо виден Газоскрёб.

10. Причудливым изгибом заезжаем на мост.

11. Ненадолго остановились с аварийкой.

12. Вид с моста. Как видите, неплохо виден не только Морвокзал, но и Исаакий. Дул сильный ветер, поэтому я быстро снял и юркнул в машину.

13. Продвигаемся к Ваське.

14. Здесь дорога уходит в выемку ниже уровня моря.

15. Газоскрёб становится постепенно ориентиром №1.

16. Мини-тоннель под каналом реки Смоленки (!).

17. Мы как раз в нём.

18. Наверху на намывной территории интенсивно строятся новые дома. Любопытно, что это уже третий слой поверх советского морского фасада: девелоперы дома строили и рекламировали с "видом на Финский залив", затем ещё раз и ещё раз. В общем, сумели кинуть рекламой покупателей аж дважды и не факт, что фокус не состоится в третий раз:)

19. Теперь проезжаем вантовым мостом фарватер Малой Невы - между Васильевским и Крестовским островами, Петровский же остаётся в глубине дельты.

20. Справа - многострадальный стадион. Тут останавливаться не стали: опасно, да и погода была очень некомфортная. Дорога везде 4-полосная в одну сторону.

21. А вот так выглядит транспондер для проезда по ЗСД. Сейчас образовались нехилые очереди за ним, я вчера стоял больше часа.

22. И на десерт, ещё красивый и наглядный снимок ЗСД-Центр, увидел в ФБ.

До конца ноября в Петербурге должны запустить движение по центральному участку Западного скоростного диаметра, который соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. Восьмиполосная магистраль - с тремя мостами, транспортной развязкой и тоннелем - пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта.

За восемь лет работы ЗСД (первый участок открыли в 2008-м) Петербург привык к изгибам футуристичной трассы на периферии, а за последние пять лет - и к ее платности. Однако параллельно тому, как над городом вырастал центральный участок магистрали, становилось очевидно, что ЗСД стал важнейшим инфраструктурным проектом в Петербурге за долгие годы: он необратимо поменял не только дорожную карту Петербурга, но и его виды и панорамы.

Фотограф The Village Виктор Юльев запечатлел эти перемены. А в консорциуме «Магистраль Северной столицы », который строит и до 2042 года эксплуатирует платную трассу, ответили на вопросы редакции о том, как устроена ежедневная работа ЗСД и что с ним будет дальше.

Комментарий

Алексей Бнатов

генеральный директор ООО «Магистраль Северной столицы»

15 вопросов про ЗСД

Как придумали визуальный облик ЗСД, архитектуру трассы? Почему на ЗСД такие массивные опоры для боковых светильников?

Ставшие запоминающейся чертой ЗСД опоры освещения, создающие замкнутый, направленный образ трассы, - это не просто светильники, а комплексная конструкция. Опоры не только несут в себе кабель и служат для расположения ламп, но и являются элементом крепления шумозащитных экранов, установленных на значительной части протяженности магистрали, проходящей в черте городской застройки. Кроме того, эти же опоры являются частью силового ограждения, которое смягчает удар и исключает возможность падения транспортных средств с трассы в случае ДТП.

Генеральным проектировщиком Западного скоростного диаметра является одно из известных в стране профильных предприятий, петербургское ЗАО «Институт „Стройпроект“». Архитектурные решения ЗСД также разрабатывались специалистами института под руководством главного архитектора Андрея Евгеньевича Горюнова.

Насколько реалистично введение единого транспондера для платных трасс М4, М11 и ЗСД?

Речь идет скорее о возможности оплаты транспондером, выданным одним оператором, на дороге другого. Например, пользователь ЗСД, у которого уже есть транспондер, а в Петербурге таких более 200 тысяч, при поездке в Москву или в отпуск на побережье Черного моря сможет, не меняя устройство, проехать по дорогам других операторов: транзакция пройдет автоматически. Данная система имеет специальное название - интероперабельность. Работа над ее внедрением ведется нами совместно с коллегами из ГК «Автодор» и другими операторами платных дорог. Полагаем, возможность оплачивать проезд транспондерами ЗСД на других российских платных дорогах, а также платить за проезд в Петербурге транспондерами других операторов будет доступна в ближайшей перспективе.

Реален ли на ЗСД регулярные автобусные маршруты с остановками?

Эта инициатива обсуждается довольно давно. С точки зрения оператора Западного скоростного диаметра есть несколько вопросов, которые пока остаются открытыми. Прежде всего, обеспечение требований безопасности для пассажиров, выходящих на проезжую часть, соблюдения ПДД на магистралях - в частности, запрет на остановку транспортных средств.

Если говорить о варианте использования одной полосы для движения исключительно общественного транспорта, то такое решение может повлиять на ситуацию с замедлениями на подъездах к пунктам оплаты. Это потребует пересмотра нормативов, оговоренных в соглашении о ГЧП (государственно-частном партнерстве. - Прим. ред.) . Необходимо решить и вопрос невозможности разворота на магистрали - как следствие, съезда автобусов на улично-дорожную сеть для маневра. Такая необходимость может создать существенную нагрузку на съезды и въезды на ЗСД, которые во многих случаях имеют не более двух полос, и привести к значительному снижению количества транспортных средств, которые смогут воспользоваться магистралью.

Как вышло, что в 2013 году в Смольном признали нецелесообразным строительство второго съезда на Васильевский остров, а теперь на 2020 год?

Решение о создании перспективных развязок всегда было и остается в компетенции Санкт-Петербурга. И такое решение принято. Мы со своей стороны поддерживаем необходимость максимально эффективного подключения улично-дорожной сети Васильевского острова и Приморского района к ЗСД.

Развязка с улицей Шкиперский проток в южной части Васильевского острова изначально была в проекте Западного скоростного диаметра в качестве перспективной, наряду с подключением Нового шоссе в районе трассы «Скандинавия» и развязкой с Шуваловским проспектом.

Северный участок ЗСД проходит через Юнтоловский заказник

Не будут ли новые мостовые сооружения сильно колебаться из-за ветра от моря? На какую нагрузку рассчитаны новые эстакады и мосты? Что будет, если от Канонерского острова к Васильевскому встанет пробка?

Не хотелось бы, чтобы такая пробка когда-либо возникла. Но, разумеется, не потому, что мост ее может не выдержать, а потому, что ЗСД предполагает скоростное передвижение. Но даже в таком случае мосты будут нести нагрузку. Буквально на днях основные мостовые сооружения центрального участка прошли положенные испытания: на них выстраивали колонны грузовиков, груженных щебнем. Испытания прошли успешно, конструкции продемонстрировали свою абсолютную надежность и соответствие всем нормативам. Еще на этапе проектирования принимаются решения, не оставляющие риска, расчетные нагрузки многократно превосходят практически возможные.

Это справедливо и для вопроса о ветровой нагрузке. Разумеется, у масштабных конструкций есть парусность, и на мосту даже можно ощутить колебания во время порывов ветра. Но есть и все необходимые инженерные решения для того, чтобы сделать такие нагрузки штатными. Это, например, специальные элементы конструкции - обтекатели, которые снижают ветровую нагрузку и парусность, «разрезая» порыв. Кроме того, мосты ЗСД оснащены сотнями датчиков, которые в постоянном режиме измеряют десятки параметров: от колебаний до натяжения вант и пространственного положения всех ключевых элементов моста. Информация с датчиков онлайн поступает в службу эксплуатации дороги, где в постоянном режиме контролируется. Отдельный шлюз этой системы позволяет получать ту же информацию на пульт МЧС, так что при критическом отклонении какого-либо показателя профильные службы получат информацию и смогут среагировать на нее немедленно. Но вероятность такого развития событий практически исключена.

Обсуждалась возможность пешеходной части вантового моста между Васильевским и Крестовскими островами - насколько реальны эти планы?

ЗСД - скоростная магистраль, движение пешеходов и велосипедистов по которой запрещено ПДД. В условиях движения транспорта со скоростью 110 километров в час по многополосной дороге гарантированную безопасность пешеходов и велосипедистов не обеспечить. Фактически на дороге нет тротуаров, только узкие технологические проходы для обслуживания сооружений. Службы безопасности тщательно следят за тем, чтобы посторонних лиц на дороге не было, и делается это только из соображений безопасности как возможных нарушителей, так и водителей.

На Канонерском острове участок трассы местных жителей. Дома в непосредственной близости от ЗСД расселили - и все же: какие гарантии безопасности вы можете дать жителям?

Проведено не только расселение. Строительство центрального участка ЗСД осуществляется в соответствии с проектом, получившим все требуемые согласования и положительное заключение Главгосэкспертизы. В проекте в том числе учтены все аспекты защиты окружающей среды и жилой застройки. В частности, проводятся работы по устройству в жилых помещениях шумозащитного остекления, на дороге устанавливаются шумозащитные экраны, усиленное ограждение. Эти мероприятия затрагивают не только Канонерский остров, но и все районы, где ЗСД проходит в относительной близости от жилой застройки.

Приходилось ли вам сталкиваться с недовольством горожан, общественности при строительстве тех или иных участков трассы?

Разумеется, стройка на месте привычных пейзажей вызывала вопросы жителей. Были и жалобы, хотя, учитывая масштаб проекта, нельзя назвать их количество значительным. Более того, большинство обращений начинались со слов поддержки и призывов скорее построить и запустить дорогу. Мы с самого начала заняли открытую позицию, создали все каналы для эффективной коммуникации.

Стройка сама по себе вряд ли может служить источником комфорта. Но когда понятна цель, когда выполняются нормативы и уважаются интересы граждан, взаимопонимание присутствует.

Присутствует и эмоциональная поддержка. Когда строители вышли из нулевого цикла работ и начали появляться очертания основных объектов - опоры магистрали, пилоны мостов, затем металлические конструкции пролетов, вантовые системы, - наши мосты превратились в настоящих героев социальных сетей и точку притяжения для профессионалов и любителей фотографии. У нас собрана большая подборка кадров из Instagram, на которых горожане „помогали“ нам строить мосты, закрывая рукой в определенном ракурсе недостающие блоки руслового пролета. Такие кадры действительно помогают строителям понять, как ценен их труд.

Какова сейчас статистика использования разных участков ЗСД? Когда наблюдаются пики/спады и с чем они связаны?

В настоящий момент мы фиксируем более 70 тысяч транзакций в сутки на каждом из действующих участков. В том, что касается среднего показателя, транспортный поток на южном и северном участках сопоставим. В пиковые и сверхпиковые часы между участками заметна разница.

На южном участке пиковые нагрузки приходятся на направления к центру города в будние дни утром и по направлению от центра по вечерам. В выходные транспортный поток ниже.

На северном участке тоже фиксируются традиционные для утренних и вечерних часов всплески трафика по будням с той же логикой направления. Но есть и особенные часы повышенной нагрузки, и они связаны с тем, что это самый быстрый и комфортный путь выхода к популярным местам дачного и загородного отдыха. На северном участке особое внимание служб приковано к направлению из города в пятницу вечером, в первую половину субботних дней также фиксируется всплеск потока. В воскресенье вечером, соответственно, особая нагрузка в обратном направлении. Особенно эта тенденция ощутима в летний период.

Впереди ввод в эксплуатацию центрального участка, который приведет к увеличению транспортного потока от 30 до 100 %. Здесь, с одной стороны, неизбежен период адаптации. Мы понимаем, что значительной доле новых пользователей, маршруты которых будут пролегать по ЗСД после открытия центрального участка, потребуется время, чтобы принять решение и заказать бесплатный транспондер. Мы уже сделали многое для их мотивации: бесплатное предоставление транспондера, бесплатную доставку в удобное место, тариф без абонентской платы, значительные скидки, дополнительные сервисы, выделенные полосы и многие другие преимущества. Будем продолжать убеждать пользоваться электронными средствами оплаты.

Полагаем, внедрение инновационной системы Flow+ на ЗСД станет сильным дополнительным стимулом к использованию транспондеров, так как оплата с их помощью будет максимально справедливой, поездка по ЗСД будет тарифицироваться с точностью до километра, что намного выгоднее для пользователя, чем оплата тарифной зоны.

Вид на строящийся центральный участок ЗСД со стороны парка 300-летия Петербурга

Каков предельный срок службы трассы?

Срок службы магистрали составляет не менее ста лет. Разумеется, для этого необходим не только тщательный многоступенчатый контроль качества на этапе строительства, но и строгое следование регламентам на этапе эксплуатации - от уборки дороги до текущих и капитальных ремонтов. Все эти задачи и затраты мы берем на себя, принимая дорогу в эксплуатацию на 30 лет с момента подписания соглашения о ГЧП. Наша задача по истечении срока эксплуатации - вернуть объект городу в том же состоянии, в котором он был получен.

Почему бывает так, что терминал оплаты один и тот же автомобиль определяет и как легковой, и как грузовой?

У любой технической системы есть допустимая погрешность. Для системы классификации она нормирована на уровне менее 1 % случаев. На практике же ошибки фиксируются в сотых долях процента случаев - чаще всего когда речь идет о пограничных значениях: например, на больших внедорожниках, по высоте сопоставимых с микроавтобусами, который и подпадает под второй класс. Все поездки, по которым есть сомнения, проходят контроль специалистами, корректирующими списания, если они произведены ошибочно. Здесь очередное преимущество для пользователей транспондеров: для них все корректировки проходят автоматически, кроме того, созданы все возможности для самостоятельного контроля за состоянием счета и поездками.

Каково соотношение водителей, использующих разовую оплату и транспондеры?

На данный момент более 55 % пользователей оплачивают проезд транспондерами. Интересно, что среди пользователей четвертого класса этот процент намного выше, чем среди водителей легковых автомобилей. Профессиональные водители особенно ценят время и дополнительные скидки.

В конце августа была ситуация , когда на съезде с ЗСД на Приморское шоссе ограничили движение из-за слепящего солнца. Насколько типична такая история?

Мы впервые столкнулись с таким сообщением ГИБДД применительно к нашей магистрали. Увы, для Петербурга солнце не является самым типичным погодным явлением, влияющим на дорожную обстановку. В целом же информирование о потенциальных опасностях - одна из важных задач по предотвращению ДТП.

Нельзя не отметить роль эффективного использования системы автоматизированного управления дорожным движением. При потенциальной опасности у нас есть все возможности оперативного информирования водителей и управления дорожным движением: от табло и знаков переменной информации до push-уведомлений нашего мобильного приложения.

Важна роль дорожных инспекторов, которые также в круглосуточном режиме контролируют безопасность дороги. В случае необходимости оператор осуществляет бесплатную для пользователей эвакуацию транспортных средств до безопасного места за пределами ЗСД. Здесь важна и сознательность водителя, его согласие на эвакуацию. Ведь каждая минута остановки на магистрали является фактором риска.

Какое количество работников обслуживает ЗСД? Как, в частности, устроена работа кассиров-операторов? Кто в основном идет на эту должность? Есть ли вакансии?

В штате оператора Западного скоростного диаметра более 800 человек. Это и кассиры-операторы, работающие посменно на каждом из пунктов оплаты, это специалисты по электронным системам, это и инженерный состав, который следит за состоянием сооружений, это и специалисты по обеспечению безопасности объекта, диспетчеры, отвечающие за платность и безопасность дорожного движения, дорожные инспекторы и сотни иных специалистов. Нельзя не отметить важную работу сотрудников двух эксплуатационных баз, специально созданных в северной и южной частях, чтобы обеспечить максимальную скорость реакции на негативные погодные явления. В обслуживании ЗСД задействовано более 120 единиц эксплуатационной техники, на которой посменно работают водители и операторы.

Кассирами-операторами пунктов оплаты у нас работают и женщины, и мужчины. Последних меньше, но они есть. Мы стараемся подбирать на эту очень важную должность аккуратных, внимательных, вежливых людей. Работа непростая, требующая внимания, усидчивости, стрессоустойчивости, доброжелательности и искреннего уважения к пользователям. Текучка не слишком велика, вакансии, разумеется, бывают, но проблем с их закрытием не возникает. На нашем сайте есть

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то