7 чудес света какие они. Семь чудес света. Древний мир. Храм. Cады Семирамиды. Родосски. Маяк. Висячие сады Семирамиды

Архитектурные строения прошлого считаются чудесами архитектурной мысли и зодчества. К таковым можно отнести Колизей, Вавилонскую башню, ворота Иштар и десятки других строений прошлых тысячелетий. Но существуют строения, которые выделены в группу «7 чудес света». Читайте про в нашей статье. Выбор числа 7 неслучаен, поскольку оно считалось священным.

7 чудес света древнего мира: список

В список семи чудес древнего мира входят строения трех культур: вавилонской, греческой и египетской. Сегодня из 7 чудес света уцелели только пирамиды в Гизе, тогда как остальные 6 полностью разрушены и только от некоторых остались руины.

Пирамиды Гизы — старейшее из . Они были построены примерно 4300-4600 лет назад. Самой высокой из них является пирамида Хеопса , которая долгое время была высочайшим сооружением на планете.

Все остальные (а это Александрийский маяк, Колосс Родосский, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии и ) были построены между VII и III веком до нашей эры.


Большинство было разрушено в течение первых тысячи лет. Зато Александрийский маяк и мавзолей были разрушены только в XV веке. По ссылке вы можете почить подробнее про .

Семь чудес света древнего мира: причины разрушения

Причиной разрушения трех из 6 чудес (колосс, маяк и мавзолей) стали землетрясения. Еще два сгорели (статуя Зевса и храм Артемиды), а сады царя Навуходоносора в Вавилоне разрушили персы.

Семь чудес света древнего мира: эволюция списка

Первый список чудес был создан еще Геродотом и включал 3 чуда острова Самос. В новых списках о них уже не упоминается. Позже он расширялся, изменялся. Так, из него была исключена Вавилонская башня.

В наши дни список чудес света был переработан, расширен. Также в 2007 году был создан альтернативный список «7 современных чудес света», в который вошли:

    — Колизей;
    — Великая Китайская стена;
    — Мачу-Пикчу;
    — Петра;
    — Тадж-Махал;
    — Чичен-Ица;
    — статуя Христа-Искупителя в Рио.


Существуют и другие его вариации, более полные и списки чудес по странам.
Также на сайте вы можете почитать и о других интересных чудесах древней архитектуры, как европейской, так и других цивилизаций. Особенно рекомендую почитать про Великую Китайскую стену.

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.


На протяжении веков люди составляли самые различные списки чудес света, чтобы выделить из общего числа наиболее выдающиеся творения архитектурного гения человека или самые удивительные проявления природного совершенства. Чаще всего такие списки ограничивались семью лауреатами вслед за древнегреческими семью чудесами света, но также встречаются и более расширенные или узкие перечни.

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.


Геродот


Стены Вавилона входили в список семи чудес света, но позже их заменили на Александрийский маяк


Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света: Акведук в виде тоннеля, Дамба в порту на острове, Храм богини Геры.


Остров Самос в наши дни


Акведук


Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник:

"Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты."

Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римский период — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д.

Классический список

Примерно в III веке до н.э. сформировался классический список из семи чудес света:

Пирамида Хеопса (Гиза, 2550 г. до н. э.),
Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.),
Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г. до н. э.),
Храм Артемиды в Эфесе (Эфес, 550 г. до н. э.),
Мавзолей в Галикарнасе (Галикарнас, 351 г. до н. э.),
Колосс Родосский (Родос, между 292 и 280 гг. до н. э.),
Александрийский маяк (Александрия, III век до н. э.).


Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из Семи чудес света Древнего Мира, сохранившееся до наших дней. Восточная пословица гласит: «Все на свете боится времени, но время боится Пирамид». Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.


Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света. Более корректное название этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем городе-государстве Вавилон, возле современного города Хилла. Висячие сады просуществовали около двух столетий. После смерти Амитис за садом перестали ухаживать, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Висячие сады Семирамиды - самое загадочное строение из всех Чудес света. Ученые даже сомневаются, были ли они на самом деле или это только плод чьего-то воображения, старательно переписываемый из летописи в летопись.





Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 года до н. э. по 394 год н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до Н.Э. начали собирать пожертвования на его строительство. По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий. Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 году н. э. римляне после принятия христианства закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 году н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 года н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 года н. э.



Древние развалины в Олимпии


Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена.

Артемида Эфесская


Модель храма в Турции в парке Миниатюрк


Вид на руины храма

Так выглядел Галикарнасский мавзолей


Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене.

Карийский царь Мавсол


Возможно, так выглядел Колосс Родосский


Колосс Родосский

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из Семи чудес света Древнего Мира. Двенадцать лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа, над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Когда работа над статуей была закончена, глазам пораженных родосцев предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряженно всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи (при соблюдении естественных пропорций человеческого тела это указывает на рост статуи в 200 футов или 60 м). Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.


Александрийский маяк

Александрийский (Фаросский) маяк — одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э. в египетском городе Александрия, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет. Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет. Архитектор — Сострат Книдский. Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь. К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заилилась, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже его обломки использовали для постройки крепости. Крепость впоследствии не раз перестраивалась. Интересно, что до Александрийского маяка седьмым чудом света были стены Вавилона. До его постройки вторым чудом света считались стены Вавилона. Когда же в устье Нила был сооружен 130-метровый маяк, современники настолько были поражены этим выдающимся техническим достижением, что попросту вычеркнули стены Вавилона из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.



Колизей также добавляли в список чудес света Древнего Мира


В последующее время были неоднократные попытки создать на базе этого списка различные списки достопримечательностей. В конце I века римский поэт Марциал добавил в список свежепостроенный Колизей. Позже, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.

Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656—1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

Привычное нашему слуху понятие «Семь чудес света» родилось ещё в древности, более 2 тыс. лет назад. С тех пор оно объединяет знаменитые творения античной архитектуры.

Давайте вспомним, что входит в эти «чудеса». Ведь до наших дней они практически не сохранились.

Пирамида Хеопса в Египте

Единственное исключение составляет пирамида Хеопса. Ей уже 4,5 тыс. лет, но она по-прежнему впечатляет своим величием. Строительство велось на протяжении 20 лет, и участвовали в нем десятки тысяч египтян и рабов. Ещё сотня тысяч была занята тем, что подвозила блоки. Завершилось строительство примерно к 2560 году до н.э.


Составляют пирамиду - как сегодня подсчитано - 2.5 млн. блоков. Самое удивительное то, что они не скреплены ни цементом, ни другим связующим веществом. Они держатся за счёт плотной подгонки друг к другу. Ныне вершина пирамиды Хеопса разрушена. Прежде её высота составляла 147 метров.

«Висячие сады» Семирамиды в Ираке

Следующее чудо – «висячие сады» Семирамиды. Их назначение было – радовать красавицу, жену царя Навуходоносора П
Сады поднимались в четыре яруса. Издали казалось, что они возносятся над землёй. На самом деле соорудить конструкции, в которых, как в огромных горшках, росли бы не только цветы и кустарники, но и деревья, было очень сложно. В ход шли и камни, и свинцовые пластины. Также необходимо было привезти и насыпать сюда достаточно большой слой плодородной земли.
Неудивительно, что в засушливом Вавилоне такой оазис казался настоящим чудом.


Статуя Зевса в Греции

В Греции находилось третье «чудо» - статуя Зевса. В 5 в. до н.э. здесь был построен храм в честь самого главного греческого бога. Естественно, что внутри храма находилась его статуя. 20-метровый Зевс восседал на троне, подавляя верующих своим великолепием. Это была не просто скульптура. Деревянное тело покрывала слоновая кость. Одеяние бога, естественно, блистало золотом.

Храм Артемиды в Турции

Там, где лежит нынешняя Турция, в эпоху античности находился храм Артемиды. Построили его в 6 в. до н.э. по приказу царя Креза. Величие и могущество богини должна была подчеркнуть её статуя. В основу изготовления пошла слоновая кость. А также 127 высоких колонн, словно поддерживающих огромное сооружение.
Храм был сожжён в 356 году до н.э. Но навечно остался в памяти людей.


Мавзолей в Галикарнасе Турция

Следующее «чудо» находилось опять же на территории Турции. Это мавзолей в Галикарнасе. Он стал усыпальницей для Мавсола, правителя Карии, жившего в 4 веке до н.э. Сооружение это, хотя и уступало в высоте пирамиде Хеопса, всё же достигало значительной высоты - 46 м. Его обрамляли колонны, а венчало – изваяние колесницы.


Колосс Родосский в Грецие

Шестым «чудом» можно назвать статую бога Солнца - Гелиоса. Другое её название - Колосс Родосский. Стояла эта статуя в Греции в 3 веке до н.э. Так греки решили отблагодарить любимого бога. Они считали, что именно Гелиос помог им выстоять в борьбе с захватчиками, пережить осаду. В руке у юного бога находился факел, словно освещавший путь кораблям, приплывающим в Родосский порт и покидающим его. Через шесть с половиной десятков лет статуя была разрушена в результате землетрясения.


В настоящий момент статую хотят восстановить для привлечения туристов

Кстати в знаменитом сериале «Игра престолов» присутствует подобная скульптура


Александрийский маяк в Египте

Седьмого «чуда» мир лишился также в результате содрогания почвы. Это Александрийский маяк, который в 3 веке до н.э. находился в Египте, на острове Фарос. Для того времени это была огромная башня. По свидетельству историков высота её достигала 120 м. Но ещё удивительнее был способ, с помощью которого маяк посылал свет кораблям. На его вершине служители поддерживали горящим костёр, а специальным образом изготовленные из металла зеркала – направляли вдаль свет.

Моряки, находящиеся за 60 км от порта видели в ночи далёкую искорку. Это горел огонь на вершине маяка.Наиболее сложным делом было доставлять дрова для костра в достаточном количестве. Для этой цели использовали телеги и мулов. Поднимались они наверх по винтовой лестнице.


В сериале «Игре престолов» также обыграли свой вариант Александрийского маяка


Даже сейчас, спустя тысячелетия, мы относимся с почтением к этим творениям рук древних мастеров. Что же говорить о том, как воспринимали их современники! Действительно, это были чудеса, лучше не скажешь.

Новые «Семь чудес света» современного мира.

Поскольку почти все эти несравненные творения утрачены, швейцарец Бернар Вебер предложил реализовать проект «Новые семь чудес света». Результаты огласили 7 июля 2007 года. Магическая цифра «7».

Великая китайская стена в Китае

Конечно, никому не могла отдать пальму первенства Великая китайская стена, в своё время защищавшая государство от кочевников. Стена должна была также объединить империю, которая только что образовалась, способствовать тому, чтобы сплотились её народы.
Строительство длилось много лет, в труднейших условиях, когда отсутствовали дороги, не хватало нужных материалов. Но результат получился грандиозный. На нашей планете нет больше такого архитектурного сооружения. Стена тянется на 8851,8 км. Ежегодно свыше 40 млн. туристов приезжают посмотреть на это чудо.


Амфитеатр Колизей в Италии

Заслуженной славой пользуется и крупнейший амфитеатр Колизей, уцелевший со времён Древнего Рима, и ныне составляющий одну из главных достопримечательностей Италии. Название «Колизей» также пошло от слова «колосс». Римлянам амфитеатр казался поистине огромным. Ведь тогда здания в высоту достигали 8-10 м. На их фоне Колизей выглядел величественно. Когда-то сюда стекались тысячи гостей, чтобы посмотреть на знаменитые бои гладиаторов.


Древний город инков Мачу-Пикчу в Перу

На территории нынешнего государства Перу находится древний город инков Мачу-Пикчу. Уникальным является его местоположение - на вершинах гор, в самом сердце недоступных Анд. Не смотря на все достижения науки, тайны Мачу-Пикчу ещё полностью не разгаданы. Его называют также «городом среди облаков» и связывают с именем правителя Пачакутека. Резиденция правителя, расположенная на высоте 2450 м. была недостижима для врагов. А тем, кто находился на земле, казалось, что правителю так и пристало - жить по соседству с богами. Вероятнее всего, построен город был в 15 веке. Даже сегодня туда можно прийти по тропе древних паломников, только нужно будет настроиться на то, что поход займёт несколько дней.
Зато вам откроется величественное зрелище – горные вершины и древний город. Здесь же пасутся красавицы ламы.


Древний город - Петра в Иордании

Ещё один древний город - Петра – находится в нынешней Иордании. Особенность этого города состоит в том, что он высечен из камня. Иначе невозможно было построить его здесь, в каньоне Сик. Голые камни, отвесные скалы, узкие ущелья - такая панорама открывается глазам туристов. Но и здесь жили и сражались с врагами люди. Воистину, человек способен обжить любые места!

Храм Тадж-Махал в Индии

По сравнению с этим аскетичным приютом древних людей - храм Тадж-Махал в Индии кажется символом красоты и гармонии. Наверное, нет лучшего творения в индийской архитектуре. Храм этот является мавзолеем. Построен он был по приказу императора Шах-Джахана. Его возлюбленная жена неожиданно скончалась при родах, и безутешный супруг решил увековечить её память именно таким образом - возведя прекраснейший храм. Нет сегодня туриста, приезжающего в Индию, который не хотел бы увидеть Тадж-Махал. Находится этот храм в городе Агра.

Статуя Христа в Бразилии

Шестым из новых чудес света стала статуя Христа в Бразилии. На горе Корковаду, в городе Рио-де-Жанейро, распростер руки над людьми милосердный Господь. Это Христос-Искупитель. Символично, что, когда здесь бушуют грозы – в статую часто попадают молнии. Ведь она является самой высокой точкой в окрестностях. Высота этой фигуры - 38 м, а весит она больше 1145 тонн. После удара молний приходится ликвидировать повреждения, нанесённые железобетонной скульптуре.Так как такую огромную фигуру в Бразилии создать не могли - делали скульптуру во Франции. Доставляли её в Бразилию по частям.

Седьмым же чудом стал ещё один древний город Чичен-Ица. Принадлежал он индейцам майя, и находится на территории Мексики. Именно здесь собирались майя на молитвы, и тут, как нигде чувствовали они присутствие бога. И сегодня люди ощущают благоговения, подходя к пирамидам, которые построили представители древней цивилизации. Наиболее знаменитым является храм Эль-Кастильо в честь бога Кукулькана
Все эти достопримечательности, лишь недавно получившие гордый статус - «Новые чудеса света», давно уже стали подлинными сокровищами нашего культурного наследия. Не иссякает поток туристов, жаждущих своими глазами увидеть эти дивные места. И отрадно, что «эстафету» у древних «чудес» приняли не менее замечательные, но доступные для обозрения «новые чудеса».


Пирамиды Гизы

Каждый человек, вне зависимости от уровня образования и социального статуса, еще со школьной скамьи слышал о семи чудесах света , представлявших собой величайшие памятники человеческой цивилизации с древних времен. Немногие помнят весь список, да и практически все они не сохранились, однако и в наше время предпринимаются попытки составить новые, альтернативные списки достопримечательностей, способных составить конкуренцию древним творениям человеческого гения.

Первыми, кто постарался сформулировать человеческие достижения в виде списка чудес света , были античные авторы древней Эллады, чье письменное наследие дошло до наших дней.

Семь чудес света древнего мира

Статуя Зевса в Олимпии

«Отец истории» Геродот был первым, кто указал на архитектурные чудеса, существовавшие в его время. В его труде упоминаются три величественных строения на греческом острове Самос — горный тоннель, храм Геры и дамба.

Висячие сады Семирамиды

Начиная с Геродота, перечень достопримечательностей рос, изменялся и дополнялся другими греческими авторами, пока не был сформулирован в окончательном виде, как список из семи пунктов.

Исторически и географически 7 чудес света Древнего мира имеют отношение к территориям, завоеванным Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Они были разбросаны по всем территориям Ойкумены – от древнего Египта до Вавилона и древней Греции.

Мавзолей в Галикарнасе

Самым древним чудом света, но по иронии судьбы единственным сохранившимся до наших дней является главная египетская достопримечательность — Пирамида Хеопса , входящая в комплекс . При выборе новых семи чудес света пирамида была удостоена звания «Почетного Кандидата».

Храм Артемиды в Эфесе

Второе чудо света, полумифические Висячие сады Семирамиды , существовали 7 веков, пока не погибли при наводнении I века до н.э.

Третье чудо, огромная храмовая статуя Зевса в Олимпии , выполненная из слоновой кости, драгоценных сортов дерева и инкрустированная золотом, простояла 9 столетий, но сгорела в пожаре в V веке н.э.

В турецком городе Сельчук и поныне можно видеть руины четвертого чуда света, храма Артемиды в , который в свое время превосходил размерами огромный храм Юпитера в .

Статуя Колосса Родосского

Галикарнасский мавзолей просуществовал дольше всех других достопримечательностей древнего мира (за исключением Пирамиды Хеопса).

Удивительный архитектурный памятник гордо возвышался в течение 19 веков, но стихия одолела и его – мавзолей был разрушен землетрясением.

Маяк в Александрии

Руины колоссального строения в настоящее время можно увидеть в турецком Бодруме.

Землетрясения же погубили и два других древних памятника — бронзовую статую Колосса Родосского (уничтожен в III веке до н.э.) и в Египте (был разрушен в XIV веке).

Новые семь чудес света

В начале 21 века, 7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света, каждое из которых вполне может составить конкуренцию утраченным архитектурным сокровищам.

Проект был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи чудес света из известных архитектурных сооружений мира происходили посредством SMS-сообщений, телефона или интернета. В рамках отбора достопримечательностей было принято около 100 миллионов голосов, но так как условия не запрещали голосовать несколько раз, этот список почти сразу же после публикации стал вызывать сомнения.

Тем не менее, в настоящее время это самый известных из подобных рейтингов и потому, наряду со является основным ориентиром для туристов, активно путешествующих по миру с

Великая Китайская Стена

Один из бесспорных лидеров списка - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Строительство началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.

Сегодня стена является символом Китая, как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном — «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене, ты не настоящий китаец».

Мачу-Пикчу

Знаменитая статуя Иисуса Христа, с распростертыми руками и обращенным на город взором, высится на вершине горы Корковаду в . У подножия монумента установлена смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на песчаные пляжи, огромную чашу , залив и пик Сахарная голова, похожий по своим очертаниям на кусок сахара.

Белый Храм Ват Ронг Кхун

Наряду с основными списками чудес света существуют и продолжают составляться новые, альтернативные перечни - авторские и по итогам опросов.

статуя Свободы в Нью-Йорке

В качестве современной альтернативы знаменитой пирамиды Хеопса была предложена стеклянная пирамида парижского (Франция).

Самым ярким среди современных храмовых комплексов считается открытый в 1997 году буддистский в Таиланде. Этот храм по мнению журналистов вполне способен затмить руины храма Артемиды в . Среди других подобных сооружений - построенный в 1604 году в Амритсаре (Индия), в (Япония) и храм Святого Семейства в Барселоне (Испания).

Храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа

Дубайский «Сад чудес» (ОАЭ), где на площади 72 тыс. кв. м растут 45 миллионов цветов, также (по мнению журналистов) может конкурировать с Висячими садами Семирамиды . Также вполне соответствуют формальным критериям королевские ботанические сады Кью (Великобритания), королевский парк цветов Кёкенхоф (Нидерланды) и сады (Франция).

Сравниться со 137-метровым Александрийским маяком по красоте в наши дни способны маяки в Линдау (Германия) и маяк «Кейп-Флорида» (США). А маяк Джидда (Саудовская Аравия) почти догоняет Александрийский по высоте - 133 метра.

Акрополь в Афинах

Статую Зевса в Олимпии, по логике журналистов, сегодня может затмить Золотой Будда в (Таиланд) - самая большая в мире золотая статуя божества. При этом совершенно не важно, что Будда далеко не так суров и гневлив, как Зевс-Громовержец.

И у Мавзолея в Галикарнасе нашлись последователи в современном мире, это звание было присвоено мавзолею и Мавзолею В.И.Ленина в Москве.

Дворец и крепость Альгамбра

И, наконец, статую колосса Родосского журналисты сопоставили со статуей в (Бразилия), которая сопоставима с древним сооружением не только по высоте, но и расположению у моря.

В то же время некоторые новые списки чудес нашего времени намеренно сужаются, чтобы охватить достопримечательности по расположению или времени создания.

Остров Пасхи

Так, например, неоднократно составлялись рейтинги по странам (в России, Португалии, Бельгии и других) или определялись исключительные объекты подводного мира (трещины, рифы, острова и даже подводные руины).

В финале же конкурса за звание рукотворных новых чудес света также оказались другие не менее достойные достопримечательности, причем некоторые из них по мнению многих людей гораздо более достойны оказаться в финальном списке «самых-самых».

Тимбукту

В частности, очевидную конкуренцию могла бы составить превосходящая его по размерам и установленная на 40 лет раньше американская . Также весьма удивляет тот факт, что в окончательном списке семи чудес не упоминается камбоджийский - крупнейшее культовое сооружение из когда-либо созданных людьми.

Все эти великие памятники человеческой цивилизации оказались в списке претендентов, наряду с , Сиднейской оперой , в испанской Гранаде, Эйфелевой башней , Московским Кремлем, , скульптурами-моаи на , замком , буддийским храмом в и городом .

Семь новых чудес природы

Водопады Игуасу

парк Комодо

Семь новых чудес природы - это конкурс, также организованный швейцарской некоммерческой организацией «Корпорация Нового Открытого Мира» (NOWC), которая с помощью всемирного народного голосования нашла семь самых удивительных природных мест на Земле.

Проект «Семь новых чудес природы» стартовал в конце 2007 года. До 07.07.09 происходило выдвижение и предварительный отбор всех кандидатов, среди которых была и российская природная жемчужина - озеро Байкал . Голосование было завершено к мистической дате - 11.11.11.

В число главных чудес природы вошли самая длинная река мира - Амазонка и ее джунгли ; самая крупная подземная река - на территории Филиппин.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то