Остров микены. Микены - легендарный город греции. Мифы и реальность

Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н.э. Микенский акрополь, возведенный еще в 16-15 вв. до н.э., был окружен в этот период новыми мощными циклопическими стенами, массивными фортификационными сооружениями, построенными в три этапа (1350, 1250 и 1225 года до н.э.).

Наиболее поздними по времени объектами, обнаруженными в Микенах, считаются как раз дворец и крепостные стены. Сохранившиеся крепостные стены в большей части представляют собой т.н. циклопическую кладку из огромных известняковых глыб, совсем не обработанных или лишь грубо обколотых, но отлично пригнанных.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Поражают прежде всего монументальные размеры этих сооружений. Огромные необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 тонн, образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м. А ведь эти глыбы еще нужно было доставить к месту строительства! Камни вначале обрабатывались тяжелыми молотами, затем их резали бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчетов. Характерно единообразие точно выработанных приемов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

1-2 - два основных типа микенской кладки. Кладка делалась на глиняном растворе. Середина стены заполнялась бутовым камнем.
1 - грубо отесанные многоугольные камни.
2 - отесанные прямоугольные блоки.
3 - поперечный разрез стен Тиринфа, на котором видны галереи и зубчатые стены из кирпича-сырца. Это самое сложное из укреплений микенской эпохи.
4 - план укреплений в Микенах. Слева - Львиные ворота.
5 - план укреплений VII в. в Эмпорио на Хиосе.
6 - план укреплений VI в. с выступающими башнями в Бурункуке-Ларисе.
7 - план афинской пограничной крепости IV в. в Гифтокастро.

Цитадель Микен не имеет башен, однако ворота хорошо защищены бастионами по сторонам. Сохранились стены на высоту до 8 м, хотя первоначальная их высота неизвестна.

Строители прекрасно использовали природный ландшафт, возводя свои стены на гребнях материковой скалы. Наряду с циклопическими стенами из почти необработанных блоков, в Микенах есть участки стен, построенных в другой технике и из другого материала – они сложены ровной и правильной кладкой из хорошо обработанных почти прямоугольных каменных блоков, достигающих иногда 3 м в длину. Такова стена и бастион у Львиных ворот, а также участки стены у северных ворот. Ворота имели две створки и закрывались с помощью скользящей балки. Подробнее о них я писала .

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.

Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.


(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Микены - древний город на северо-восточном Пелопоннесе на Аргосской равнине. В настоящее время он представляет собой развалины, расположенные в 32 км к северу от залива Арголикос.
Исторически город появился на важном участке пути из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции. Значение его было столь велико, что оставило свой след в древнегреческой мифологии. Согласно легендам, город основал Персей, сын верховного бога Зевса и несчастной Данаи, победитель Медузы Горгоны. Легенды о божественном происхождении Микен должны были подтвердить важность и величие города.

История

Люди жили в этих местах еще в раннем неолите - 5-6 тыс. лет назад. Археологические раскопки показали, что на месте Микен в III тыс. до н. э. стояла деревня. Город появился позднее и к XVII в. до н. э. стал столицей государства ахейцев - самого первого из основных древнегреческих племен. Античный поэт Гомер, описывая ахейцев в эпической поэме «Илиада», подразумевает всех греков Пелопоннеса: столь могущественными стали Микены к тому времени.
О богатстве Микен и роскошном образе жизни их правителей говорят драгоценные находки из погребений микенских царей XVII-XVI вв. до н. э., сделанные при раскопках в XIX в.
В XVI-XV вв. на микенском акрополе были возведены новые, более мощные укрепления, построен царский дворец.
Правил тогда Микенами, по легенде, самый известный из его царей - Атрей, также персонаж из древнегреческой мифологии, сын божественного Пелопса и отец Агамемнона и Менелая - героев поэм Гомера.
Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры.
Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н. э. Правившие Микенами в XIV-XIII вв. до н. э. потомки царя Атрея возвели толосы - большие круглые купольные усыпальницы, сменившие строившиеся до возвышения Микен скромные шахтные гробницы.
Власть Микен в то время распространялась на всю северную часть Пелопоннеса, микенцы захватили Кносс на Крите, торговали с Древним Египтом и Хеттским царством, Кипром и Сирией.
Понятно, что у такого богатого города было много врагов.
Стены вокруг акрополя стали еще выше, а желающие попасть за них, в крепость, должны были пройти через Львиные ворота. Предвидя жестокие войны и изнурительную осаду Микен, в XII в. до н. э. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.
Судьбу Микен решил ужасный пожар, случившийся примерно в 1200 г. до н. э. Город погиб в пламени.
Спустя столетия Микены были частично восстановлены, но былое величие к ним уже не вернулось. Хотя, чтобы доказать свою силу, Микены участвовали в Фермопильском сражении 480 г. до н. э. и в Марафонской битве 490 г. до н. э. - крупнейших во время греко-персидских войн 499-449 гг. до н. э.
Весь Пелопоннес захватили дорийцы - другое древнегреческое племя. Своей столицей они сделали соседний Аргос, усиления Микен никак не желали и в 470 г. захватили город и разрушили до основания.
На руинах города некоторое время еще теплилась жизнь, но к II в. он был окончательно покинут и заброшен.
Город играл столь важную роль в античное время, что «микенским» называют весь период доисторической цивилизации в Греции (1600-1100 гг. до н.э.).
Руины древнего города Микены находятся на греческом полуострове . Стратегическое местоположение города - скалистый хребет, нависающий над проходом из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции.
Раскопки в Микенах начал археолог-энтузиаст Генрих Шлиман, утверждавший, что в поэмах Гомера прямо указано на местонахождение захоронений микенских царей.
Раскопки Микен начались лишь в 1874 г., занимался ими Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), уже успевший прославиться находкой «Золота Трои», вылившейся в грандиозный международный скандал. Немецкий археолог вел раскопки до 1876 г. и сумел обнаружить следы цивилизации II тыс. до н. э., описанной в трудах древнегреческого географа Павсания, и до этого считавшиеся таким же мифом, как и легенды о Персее и Медузе Горгоне.
Шлиман стремился найти гробницу микенского царя Агамемнона, и гробницу обнаружил, правда, археологи выражают большое сомнение в том, что это захоронение именно Агамемнона. Зато сокровищ было найдено много: общий вес золотых находок составил более 14 кг. Раскопки подтвердили истинность многих описаний, сделанных Гомером в «Илиаде» и «Одиссее».
Раскопки велись и после Шлимана. Все найденные руины и сооружения можно условно разделить на три группы.
Шахтные гробницы - самые ранние из объектов, раскопанных в Микенах. На самом деле это не шахты, а скорее большие каменные колодцы. Они оказались в неприкосновенности, грабители до них не добрались. Убранство всех шести гробниц поражает необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, вокруг россыпью лежали золотые изделия, от украшений до множества золотых дисков и пластин с чеканкой в виде осьминогов и розеток, а также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота, с тонкой сюжетной золотой и серебряной инкрустацией на клинках. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спирального орнамента.
Толосы, или купольные гробницы, найдены за городскими стенами. Всего их обнаружено девять, а рядом - большое количество камерных гробниц. Это подземные сводчатые сооружения в форме старинного улья, с высоким куполом. В толос ведет дромос - коридор. Когда обряд захоронения заканчивался, вход закладывали камнем, а дромос забивали землей. Самый большой толос, именуемый «гробницей Атрея», сложен из гигантских каменных блоков. Балка притолоки размерами 38,512 м весит около 120 т (!). Диаметр гробницы - 15 м, высота - 13 м. Хоронили в них, разумеется, не персонажей из древнегреческих мифов - Атрея и Клитемнестру, а представителей царствующей семьи. Купольным гробницам не повезло: их разграбили еще в древности.
Крепостные стены и дворец - самые поздние по времени объекты в Микенах. Стены сложены из громадных каменных глыб. В стене проделаны Львиные ворота с бастионами по сторонам. Своим названием они обязаны треугольной плите наверху, на которой высечены две львицы. Эти звери - единственное дошедшее до наших дней произведение монументальной скульптуры того времени.
От дворца мало что осталось, можно лишь судить по размерам руин, что он был монументален и состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений. Был здесь и дорический храм: найдены его остатки.
В обширном нижнем городе сохранились кварталы с каменными домами зажиточных ремесленников и торговцев, условно названными Дом виноторговца, Дом щитов, Дом торговца маслом.
Рядом с развалинами античных Микен стоит городок, носящий то же название.
С почти лишенной растительности возвышенности, где только алеют маки, на которой под палящим солнцем находятся развалины Микен, открывается панорама всей области Арголис - вплоть до Саронического залива Эгейского моря.


Общая информация

Местонахождение : юг Греции.
Официальный статус : археологический памятник Микены и Тиринф.

Административная принадлежность : децентрализованная администрация Пелопоннеса, Западной Греции и Ионии, административная область (периферия) Пелопоннес, ном Арголида, муниципалитет Аргос-Микены, Греция.
Дата основания : около XVII в. до н э.
Первое письменное упоминание : VIII в. до н. э.
Язык : греческий.

Этнический состав : греки.

Религия : греческое православие.
Денежная единица : евро.

Цифры

Площадь : 0,32 км 2 (период расцвета, 1350 г. до н. э.).

Крепостная стена : длина - около 900 м, вес каменных блоков - от 20 до 100 т, высота - до 7,5 м.

Высота над уровнем моря : 278 м.

Удаленность : 90 км на юго-запад от Афин.

Климат и погода

Средиземноморский.

Теплая зима, жаркое лето.

Средняя температура января : +14°С.

Средняя температура июля : +27°С.
Среднегодовое количество осадков : 400 мм.

Относительная влажность воздуха : 65%.

Достопримечательности

Археологический парк «Микены» : шахтовые гробницы (XVII-XVI вв. до н. э.), крепостные стены (XIV в. до н. э.), Львиные ворота (конец XIV-XIII вв. до н. э.), толосы (камерные гробницы, XV-XIV вв.), дворец (XVI-XIII вв. до н. э.), жилые дома, склады, цистерны, (XIV-XIII вв. до н. э.), зернохранилище (XII в. до н. э.), резервуар «Источник Персея».

Любопытные факты

■ Древнегреческие мифы об основании Микен Персеем рассказывают, что главные укрепления города были возведены циклопами - могучими великанами. Отсюда и название кладки из грубо обтесанных глыб огромного размера - циклопическая.
■ Название «Микены» явно не греческого происхождения и унаследовано от местных племен эллинами, приехавшими из других мест. Тем не менее мифы связывают это название с греческим словом «микес» - «гриб». Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что название придумал сам Персей, посмотрев на грибоподобную вершину, на которой расположились Микены.
■ Первое письменное упоминание Микен встречается в поэмах Гомера.
■ Во второй половине XX в. и в начале XXI в. подлинность Маски Агамемнона была подвергнута сомнению. Некоторые археологи ссылались на то, что еще до раскопок в Микенах Шлиман был замечен в подлогах: он намеренно приносил на раскопках предметы, которые были найдены совершенно в других местах, да и Маска Агамемнона по стилю резко отличается от всего остального, что найдено в Микенах. Официальная точка зрения категорически отрицает подлог.
■ Развалины Микен стали туристическим объектом еще в эпоху Древнего Рима: богатые римляне совершали сюда поездки, чтобы посмотреть на останки былого величия Микен.
■ Шлиман полностью доверял тому, что написано в поэмах Гомера, и соответствующим образом интерпретировал в своих изысканиях. Так, обнаружив в микенской гробнице череп под золотой маской, он тут же воскликнул: «Я узрел лицо Агамемнона!»
■ В 1999 г. руины города Микены внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Из прочих пелопидов (потомков божественного Пелопса), избравших Микены своей столицей, более всего известны жена Агамемнона - Клитемнестра - и ее дети - Орест и Электра. Судьба их, изложенная в мифах, ужасна: Клитемнестра убила мужа («похоронена» в стороне от городской стены Микен), Орест убил собственную мать (погиб от змеиного укуса), Электра (подтолкнула брата к убийству матери, «похоронена» в Микенах). Электра стала главным действующим лицом трагедий, местом действия которых были Микены: «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла, «Электра» и «Орест» Еврипида, «Агамемнон» Сенеки.
■ Как коммерсант, Генрих Шлиман сколотил свое состояние на поставках русской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг.: он торговал стратегическим товаром - серой, селитрой, свинцом, оловом, железом и порохом.
■ Микенская цивилизация пришла на смену минойской, когда ее центр - остров Крит был разрушен извержением вулкана Санторин, что послужило основой мифа о гибели Атлантиды.
■ Еще один «именной» предмет, найденный Шлиманом в гробницах Микен в 1876 г., - знаменитая золотая Чаша Нестора. Шлиман заявил, что это именно та чаша, которую Гомер описывал в «Илиаде» как принадлежавшую Нестору, царю Пилоса. Большинство археологов не согласны со Шлиманом: микенское захоронение появилось за три века до предполагаемой даты Троянской войны, да и внешне чаша отличается от описанной Гомером.
■ Район, где находятся руины Микен, экономически развит очень слабо, зато выходцы из этих мест занимали и занимают ведущее место в греческой политике.

Удивительно, но те руины, которые представляют собой сегодня Микены, когда-то были одним из наиболее значимых городов Греции. Столь важным для государства, что целый этап в его развитии историками принято обозначать как «Микенский».Туристический портал сайт

Микены - вид на остатки цитадели на холме
Микены - вид на археологические раскопки

Возникновение Микен

Первое упоминание Микен обнаруживается в трудах Гомера, который характеризует их как «Златообильные». Однако древний город существовал задолго до рождения легендарного поэта, жившего в IX в. до н.э. Исследователи утверждают, что территория, на которой выросла столица Древней Греции, была населена еще в эпоху раннего неолита. Конечно, ни о каких крупных селениях в то время речь не шла, однако захоронения той поры указывают, что место, удаленное на 90 км от современных Афин, полюбилось человечеству издавна.

Если верить древнегреческому эпосу, Микены были основаны Персеем, сыном Зевса и Данаи. Археологи же уверены, что город вырос из древнего акрополя, который в 1800 - 1700 до н.э. частично уже был обнесен крепостной стеной. Ко времени Позднего бронзового века (1600-1200 до н. э.) на возвышенности сформировались полноценные городские укрепления, а Микены были доминирующим городом (вероятно, столицей) государства на восточном Средиземноморье.

К 1350 г. до н.э. крепостные стены были перестроены в так называемом циклопическом стиле - когда стена создается из крупных тесанных глыб, укладываемых без раствора. В окружении этих укреплений, руины которых сохранились и по сей день, были построены многочисленные дворцы и храмы. Общая длина крепости составляла 1105 м, высота защитных сооружений доходила до 12,5 м. При этом ширина кладки могла колебаться в пределах 7,5 - 17 м. Для того, чтобы построить такую стену, требовались валуны массой от 10 тонн. Наиболее крупные камни из тех, что были обнаружены во время раскопок, весили по 20 тонн. «Лидеры» же приближались к отметке в 100 тонн.Туристический портал сайт

Падение Микенской цивилизации


Микены - реконструкция вида цитадели

К 1200 году до н.э. влияние Микен на полуостров постепенно снизилось. В результате, всего за одно столетие Микенская цивилизация практически перестала существовать как таковая, что является последствием «коллапса бронзового века». Большинство сооружений на территории города было разрушено. Это, вероятно, стало прямым итогом вторжения дорийцев -воинственных народов с севера (из Спарты, Крита, Южной Италии).

По другой версии, причиной стало нарушение торговых путей, вызванное миграцией таинственных «народов моря», уничтоживших империю хеттов, а также нападавших на представителей 19 и 20 древнеегипетских династий. Впрочем, в конце XIII века Микены снарядили экспедицию против Спарты, что говорит об отсутствии угрозы с моря.

Среди других вероятных причин падения влияния Микен называют засуху, землетрясения, извержение вулкана. Впрочем, сказать точно, по какой причине практически одновременно были оставлены или разрушены центры этой цивилизации, теперь нельзя.

Так или иначе, но Микены продолжали свое существование. Пусть уже и не блестящее. В эпоху архаики в цитадели был построен величественный храм Геры. Микенская армия сражалась при Фермопилах во время войны с персами. Участвовали войска и в битве под Платеями. А 468 г. до н. э. ознаменовался для города очередными потерями - войска полиса Аргос захватили Микены, изгнали жителей и разрушили укрепления.

На короткий срок Микены были восстановлены в эллинистический период, когда город мог похвастаться роскошным театром, руины которого сохранились и до сей поры. Однако постепенно это место вновь было заброшено, а в римский период истории Греции Микены уже стали туристической достопримечательностью.

Греция Микены - львиные ворота на входе в цитадель
Микены - львы на воротах

Достопримечательности Микен

Микенский акрополь, в отличие от , сохранился достаточно слабо. Сказалась и судьба города, и испытания, выпавшие на долю его построек. Уже после того, как Микены были заброшены, во II столетии до н.э. акрополь пострадал от сильнейшего пожара. Однако, благодаря циклопической кладке и основательности строительства, до сих пор здесь сохранилась часть стен, передающих основательность строительства.

Чтобы попасть на территорию Акрополя, необходимо познакомиться с другой достопримечательностью Микен - «Львиными воротами». Интересно, что укрепленная часть города была для жителей чем-то сродни божественной обители - простолюдины могли попасть сюда только в праздничное время. Не удивительно, что центральные ворота, отделявшие крепость от жилищ бедняков сооружены так, чтобы продемонстрировать их значимость для границы между двумя частями столицы полиса. Благодаря основательной кладке стен, ворота отлично сохранились. Как и главное их украшение - барельеф с двумя львицами. Он считается одним из известнейших в мире геральдических памятников, а сами ворота стали символом разрушенного города.Туристический портал сайт

Микены - акрополь
Микены - одна из гробниц

Раскопки древних Микен

В 1874 - 1876 гг. во время раскопок на территории Микен были обнаружены многочисленные гробницы, принадлежавшие царям полиса. «Могилы» строились в форме своеобразных куполов - «толосов», которые изготавливались из каменных плит. Чтобы иметь представление о размахе, можно представить себе сокровищницу Атрея - мифического царя. Высота погребальной камеры в ней составляет 13 м. (высота пятиэтажного здания), а ширина - 14 м.

Удивительно, но две огромные плиты над входной дверью, использованные вместо балок перекрытий, весят примерно 120 тонн вместе. К сожалению, гробница была разграблена еще в древности. Поскольку толосы (так назывались гробницы) могли позволить себе только знаменитые и богатые жители Микен, при раскопках здесь обнаружилось немало предметов из драгоценных материалов. Кроме того, захоронения позволили узнать много о Микенской культуре - ее время слабо освещено в литературных памятниках.

Не менее интересны и найденные у крепостной стены гробницы Клитемнестры и Эгисфа - микенской правительницы и ее любовника. К сожалению, могилы возлюбленных были повреждены еще в эллинистический период, когда над ними был построен знаменитый микенский театр. Позже захоронение царицы было отреставрировано, а во время раскопок в ней нашли немало дорогих украшений.Туристический портал сайт

Микены - золотая маска 1600г. до н.э.
Микены - золотые украшения найденные при раскопках

Археологический музей Микен

На территории раскопок в Микенах с 1902 г. действует Археологический музей. Современное здание для него было построено совсем недалеко от акрополя. Располагается строение так, чтобы посетители, изучающие выставленные в залах экспонаты, могли через огромные окна посмотреть на руины города. Экспозиции занимают четверть всей музейной площади. При этом наибольшее внимание уделяется быту микенцев - народа, за две тысячи лет до н.э. приступившего к строительству одной из передовых стран древнего мира.

У подножия бывшего города раскинулась Арголидская равнина - достаточно большой участок плодородной земли, которая 4100 лет назад стала домом для греческих племен, вступивших в среднеэлладскую эпоху. Сегодня равнина является одним из наиболее привлекательных туристических объектов, несмотря на удаленность от Афин - большое количество сохранившихся здесь архитектурных сооружений позволяет гостям Греции проникнуться величием цивилизации, заложившей основы современных политических, научных и культурных тенденций.Туристический портал сайт

Микены часы работы:
Зима: с 08:00 до 17:00
Лето: (1 мая - 31 октября) с 08:00 до 20:00

Билет для Акрополя, «Сокровища Атреуса» и Музея:
Полная стоимость - 12.00 €
Со скидкой - 6.00 €
Подростки до 18 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 18 апреля, 18 мая (Международный день музеев), последние выходные сентября, 28 октября, каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта.

Микены адрес: Τ.Κ. 21 200, Mykines (Prefecture of Argolida)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то