Реки Франции: описание и характеристика. Река сена как символ парижа и всей франции История прибрежных городов и деревень

Сложно представить современную европейскую столицу без большой реки, которая делит город на две части. Киев разделен Днепром на правый и левый берега, Лондон – Темзой, Бухарест расположился на берегах Дуная, Прагу «разрезает» Влтава, а река Сена разделяет Париж, город всех влюбленных.

На какой реке стоит Париж

Река Сена, протекающая в Париже, очень извилиста. Её протяженность составляет 776 километров, почти 13 из которых пролегают через столицу. Она берет свое начало в южной части Франции. Глядя на карту, видим что река Сена протекает через всю территорию Франции и впадает в пролив Ла-Манш.

Значение Сены для парижан всегда было немалым. Во все века она имела большое экономическое значение для страны. Её водами передвигались торговые судна, она помогала в удовлетворении бытовых нужд и служила источником воды для жителей его берегов.

Краткий ракурс в историю

Исследования ученых и археологов свидетельствуют о существовании жизни на территории современного Парижа и берегах Сены во Франции ещё в 4 столетии до нашей эры.

Это было кельтское поселение, называвшееся Лютеция Паризиорум. Бытует мнение, что название современного Парижа произошло именно от кельтов.

Реку, на которой расположен город, кельты называли Sicauna, что обозначает «священная река». Возможно, во времена кельтских поселений река обеспечивала жителям своего побережья значительные ресурсы для выживания и, таким образом, стала для них священной.

Во времена правления королей, на левом берегу Сены активно вела свою жизнь французская богема, на правом берегу жили аристократы. С годами социальная градация исчезла и Париж зажил по-новому.

На берегу Сены на острове Сит расположена металлическая плита с изображением компаса. От этой «нулевой» точки начинается отсчет всех расстояний от Парижа. По мнению некоторых ученых, в древние времена Сена была определенным компасом для жителей Франции и помогала ориентироваться в пространстве.

Реки в Париже (притоки Сены) непрерывно несут в нее свои стоки. Иногда водный поток выбрасывает на берег удивительные и пугающие находки: от детских игрушек до человеческих тел. Даже такие находки не испортят красоты реки и города, находящегося на её берегах.

Современная Сена и сейчас довольно много значит для парижан и самого города. Париж и Сена неразрывно связаны между собой.

Париж и Сена — единое целое

Раньше Париж полностью находился в окружении вод Сены, так как был расположен на острове Сит. В 4 столетии до нашей эры на этом острове находилось кельтское поселение Лютеция Паризиорум.

На месте современного 35-метрового Собора Парижской Богоматери в древние времена возвышался храм Юпитера, после которого на этой территории был построен первый христианский храм Святого Стефана. К сожалению, эти архитектурные памятники не сохранились до нашего времени.

Со временем Париж увеличивал свои территории, и сейчас река, на которой он расположен, протекает через весь город, разделяя его на две части. Фактически река Сена является одной из улиц Парижа. По ней курсируют катера, которые называются речными трамваями, перевозящие людей. Такие катера дают возможность рассмотреть все красоты города и его мосты, соединяющие Париж в единое целое.

Новый мост

До 14 столетия остров Сит был государственным центром Французского Королевства. На нем были сосредоточены все замки и резиденции королей. С материковой частью Франции его соединяли мосты через Сену. На сегодняшний день таких мостов в Париже 8.

Одним из таких мостов был Новый мост, строительство которого начал Генрих 3. Открыли мост в начале 17 столетия. По нему передвигались пешеходы и лошадиные упряжки.

Это 232-метровый арочный мост, который является одним из главных мостов города и символов Парижа. Он соединяет остров с правым и левым берегами Сены и два округа столицы Франции. При переходе через мост на правый берег сразу открывается вид набережной Лувра.

Мост Нотр-Дам

Этот мост соединяет восточный Сит и 4 округ материковой части города. В этой части столицы расположены такие известные объекты как музей Виктора Гюго, башня Сен-Жак и центр Жоржа Пампиду.

Мост Нотр-Дам – это дорога из одной эпохи в другую. Начали его возводить в начале 16 века из камня, а среднюю часть строили в начале 20 столетия из металла.

За свою многолетнюю историю он неоднократно подвергался разрушениям. Изначально этот мост насчитывал 6 арок. В конце 19 столетия его построили на старом фундаменте 5-арочным, оставив крайние арки нетронутыми.

Такой мост не давал возможность баржам беспрепятственно курсировать по реке. Из-за многочисленных аварий в районе моста Нотр-Дам, было принято решение заменить центральную часть сооружения на единую акру из метала. Опорой для нее послужили крайние каменные арки. Так в начале 20 века был создан современный мост Нотр-Дам.

Правый берег Сены

Правый берег Сены ранее был любимым местом отдыха парижских миллионеров и богачей. La Rive Droite, так местные жители называют правый берег, поделен на 14 административных округов. На сегодняшний день это деловой центр города, в котором собраны бизнес-центры и офисные помещения, а также большинство туристических объектов.

Такое расположение полюбившихся всем столичных достопримечательностей порождает у туристов желание арендовать жилье именно в этом районе. Цены на недвижимость здесь довольно высокие. Но благодаря метро, и сообщению берегов между собой, легко и быстро можно добраться на правый берег, а более бюджетное жилье снять на левом.

На правом берегу расположены следующие туристические объекты и достопримечательности:

  • Лувр;
  • Монмартр;
  • Елисейские поля;
  • Триумфальная арка.

Знаменитый Лувр – королевский дворец, который ежегодно принимает более 9 миллионов туристов и местных жителей. В нем расположены картины, написанные известными мастерами и талантливыми художниками всех времен.

Холм Монмартр – самая высока точка Парижа, на которой расположен знаменитый храм Сакре-Кер. С этого холма открывается захватывающий вид на французскую столицу.

Елисейские поля – центральная улица французской столицы, очаровывающая своими пейзажами. Прогуливаясь по ней, среди живописных растений и фонтанов, можно насладиться творчеством французских скульпторов и художников.

Неотъемлемой частью прогулки по Елисейским полям является визит в один из древнейших ресторанов Франции Pavillion Ladoyen. Дальнейшая прогулка откроет вид на Елисейский дворец – резиденцию Президента Франции, и приведет к Триумфальной арке.

Величайшая Триумфальная арка, откроет вид на город, если подняться на её смотровую площадку. Это самая высокая арка в мире.

Парижская опера, знаменитая на весь мир, предлагает своим гостям насладиться балетами и классическими операми. Она владеет двумя древнейшими зданиями – Оперой Гранье и Оперой Бастилии.

Мулен Руж. Нашумевшее на весь мир кабаре, в котором собирались гости не только среднего класса, но и французская аристократия. Это одна из известнейших достопримечательностей Парижа.

Левый берег Сены

Левый берег – это центр культурной жизни столицы. Он не только административная часть Парижа, но и его культурная часть. Он наделен особым колоритом. Жители 6 округов левого берега неповторимы: у каждого своя манера одеваться, говорить, преподносить себя.

Такие известные художники и литераторы как Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо и другие, в свое время отдавали предпочтение для жизни и творчества левому берегу.

В этой части французской столицы расположены таки знаменитые места как:

  • Эйфелева башня;

Эта башня – главный символ Парижа, о ней известно даже школьнику. 300-метровая башня, названная в честь архитектора Гюства Эйфеля, спроектировавшего её, является наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью Парижа.

  • Монпарнас;

210-метровый небоскреб, на месте которого ранее располагался небольшой вокзал. Переместив его под землю, было принято решение возвести 57-этажную башню. Сейчас с её смотровой площадки отрывается чарующий вид на весь Париж.

  • Сорбонна;

Знаменитый университет, являющийся архитектурным достоянием Франции, выполнен в стиле барокко. Основан в 8 столетии.

  • Пантеон;

Расположенный в Латинском квартале архитектурный памятник, является усыпальницей знаменитых людей Франции и довольно популярным местом среди туристов.

Сена – река, разделяющая столицу Франции, будто на два разных города и, в то же время, объединяющая Париж в одно целое. На её берегах расположены исторические кварталы, современные бизнес-центры и живописные пейзажи.

Сена – главная водная артерия города уже не одно тысячелетие. Она помнит древнюю Францию и королей, которые ею правили. Река Сена в Париже – неотделимая часть французской столицы, которая придает городу особую атмосферу и заставляет туристов возвращаться туда вновь.


РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее:

Гуляя по Парижу, любой турист однажды набредет на место, где перед ним открывается великолепный вид на реку, одну из крупнейших во Франции. Это Сена — река в Париже , ставшей сердцем и душой города. Набережные Сены на протяжении многих веков вдохновляют художников, поэтов и радуют романтичных туристов.

Длина реки составляет 776 км. Свое начало она берет в Бургундии, восточном регионе Франции, и заканчивается вблизи города Гавр, расположенном в северной части страны в Верхней Нормандии. Взгляните на карту Франции и сможете увидеть расположение на ней Сены.

Сена — река в Париже

В древние времена, согласно сохранившимся древнеримским источникам, название реки звучало как Секуана. Историки предполагают, что это название происходит от кельтского и обозначает «священная река». Еще в 3 веке до нашей эры на живописных равнинах вблизи Сены начали селиться племена кельтов. Эти места привлекали древних жителей не только своей красотой. Плодородные земли позволяли заниматься сельским хозяйством, а спокойный характер широкой реки – развивать рыбный промысел. Одно из таких племен, которым приглянулась река Сена , поселились на ее берегах- паризеи, дало название современному Парижу.

На сегодняшний день Сена является крупнейшей транспортной артерией Франции и играет весомую роль в развитии промышленности, сельского хозяйства и туризма. Именно это стало причиной загрязнения вод и привело к гибели речной фауны. Ряд мер, предпринятых французским правительством в последние десятилетия, в значительной мере повлияло на улучшение экологической ситуации и частичному восстановлению фауны, о чем свидетельствует возврат в воды Сены атлантического лосося.

Находясь в Париже, стоит обязательно совершить небольшое путешествие на речном кораблике. Такая прогулка по Сене в Париже раскроет перед вами практически весь город и подарит массу впечатлений. Вы сможете отдохнуть от городской суеты, наслаждаясь великолепными видами и прохладой, исходящей от воды. Одна из пристаней, с которой можно попасть на прогулочный кораблик, находится прямо у моста Йены.

Сена — река в Париже. Пристань у моста Йены

За такую прогулку придется заплатить несколько евро, но мы уверены, что полученные от нее впечатления того стоят. Уверены, вам понравится кораблик по Сене Париж .

А теперь, давайте познакомимся и с прекрасным городским мостом, о котором мы уже упомянули.

Сена — река в Париже. Мост Йены

Сейчас мы поговорим о мосте Йены, с которого открывается великолепнейший вид на Эйфелеву башню. Миллионы туристов побывали на этом мосту, любуясь символом Парижа. У моста непростая история, и был момент, когда его, чуть было, не разрушили.

Наполеон приказал построить мост, выходящий на Марсово поле. И в 1807 году река Сена в Париже была преграждена судоходным мостом. Было много предложений по поводу того, какое же имя он будет носить, например «Мост Марсова поля» или «Мост Военной школы». Но император отверг все названия и предложил свое: «Мост Йены», в честь блистательной победы Французской армии над Пруссией при Йене, состоявшейся в 1806 году. Великий полководец любил вспоминать день сражения и утверждал, что он был лучшим в его жизни.

Строительство моста продолжалось с 1808 по 1814 год. На его возведение государством были выделены огромные средства. К моменту окончания строительства в Париж уже вошли союзные войска под предводительством российского императора и прусского короля, которому не понравился мост, названный в честь позорной для Пруссии битвы. Генерал Блюхер, лично принимавший участие в том сражении, задумал его взорвать.

По одной легенде, в защиту моста высказался российский император Александр I, по другой – Людовик XVIII, который сказал, что если мост взорвут, то только с ним. Но как бы там ни было, мост Йены остался стоять на своем месте. Его просто переименовали, а гордых имперских орлов, которые украшали внутренние части фронтонов, заменили королевскими буквами «L».

Через небольшой период времени, в 1830 году, мосту вернули его первоначальное имя, а в 1852 году орлы вновь заняли свое место, благодаря Наполеону III, племяннику Великого полководца. Вы можете взглянуть на старый снимок моста Йены и сможете увидеть его таким, каким его видели жители города в конце 19 века.

Париж река Сена. Мост Йены 19 век

С четырех сторон от моста Йены в 1853 году на мощных пилонах были установлены четыре скульптуры спешившихся всадников. Все они выполнены разными скульпторами, а изображают – римского, греческого, галльского и арабского воинов. Выглядят скульптуры достаточно монументально. Взгляните на фотографии скульптур.

Сена Париж — скульптуры

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то