Понятие и сущность туристской инфраструктуры. Ресурсы и инфраструктура туризма И развитая туристская инфраструктура так

Эффективность использования имеющегося туристского потенциала имеет тесную связь с развитием соответствующей инфраструктуры (как специализированной туристской, так и общей). Основными элементами туристской инфраструктуры являются: средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда (рекламно-информационное обеспечение, указатели, справочные бюро, информационные щиты, сеть туристских маршрутов и т.д.), система обеспечения безопасности и медицинского обслуживания туристов .

Интенсивно сфера туризма и отдыха стала развиваться с 20 годов XX века, когда регион входил в состав Виленского воеводства Речи Посполитой. Из Вильно в Браслав стали приезжать любители водных путешествий, дачники. Наплыв туристов и дачников возрастал, до Браславщины стали доезжать жители центральных регионов Польши. Постепенно развивалась инфраструктура. В конце 1930 годов Браслав имел уже выразительные черты туристического центра. В городе и окрестностях существовали базы отдыха, располагалось большое количество летних лагерей, функционировали три пристани для яхт, спортивные площадки, теннисные корты, планерный клуб, пансионат, проводились регаты, праздники и выставки для туристов. Развивались и зимние виды отдыха.

Туристическая инфраструктура Браславщины была уничтожена во время Второй мировой войны и стала снова формироваться с конца 1950 годов. С 1959 года функционирует туристская база "Браславские озера". Долгое время это было основное предприятие сферы отдыха и туризма Браславщины. Позднее в Браславе и окрестностях было построено несколько небольших ведомственных баз отдыха. Для неорганизованных туристов выделялись специальные места отдыха. В 1970 году была установлена зона отдыха республиканского значения "Браслав", однако она почти не оказала влияние на развитие туристской инфраструктуры.

В 1995 году с целью рационального использования и охраны наиболее ценных природных комплексов Браславщины создан национальный парк "Браславские озера". Его общая площадь - 71 тыс. га. Национальный парк располагает четырьмя базами отдыха: "Дривяты", "Слободка", "Леошки", "Золово" общей вместимостью 166 человек. Базы располагают номерами разной степени комфортности, оказывают большей спектр услуг по организации досуга. В национальном парке имеются вольеры с дикими животными. Отдел туризма и экологического просвещения нацпарка предлагает разнообразные туры, развлекательные мероприятия.

Продолжает функционировать турбаза "Браславские озера", ведомственные базы отдыха. Все большую популярность приобретает отдых в собственных загородных домах и на дачах (в окрестностях некоторых озер большинство сельских усадеб принадлежат жителям Минска и других городов), а также в гостевых комнатах местных хозяев .

С того времени, как Браславские озера начали использоваться для организации отдыха и туризма, город принимает все большее количество туристов, приезжающих сюда из различных городов нашей республики и из других регионов. Турбаза "Браславские озера", бюро путешествий и экскурсий, палаточный городок, лагеря отдыха - эти основные предприятия зоны отдыха сосредоточены в Браславе. И в дальнейшем развитие города во многом связано с формированием и совершенствованием зоны отдыха республиканского значения, центром которой он стал.

Количество зарегистрированных агроэкоусадеб в Браславском районе -271, и они готовы принять всех желающих, которые мечтают прикоснуться к живописным местам Браславщины. Их объединяющими чертами являются обязательное расположение на берегах водоемов, обилие зелени, экологически чистое питание, высокий уровень бытовых удобств и условий для отдыха, приемлемые цены, неизменное гостеприимство хозяев. Условия для развития агроэкотуризма чрезвычайно благоприятны и поэтому спрос на отдых в сельских усадьбах Браславщины постоянно растет.

Популярностью у туристов пользуются такие сельские усадьбы как "Титаник", "У Озера", "Бальсан", "Красносельцы", "Приволье", "Сказка", "Тихая", У Ивана", "Матейкава сялиба", "Хуторок", "Петуховщина", "Почта Абабье", "На опушке" и многие другие.

Предпосылками развития экотуризма в районе являются:

  • -благоприятная экологическая ситуация,
  • -наличие большого количества природных и историко-культурных объектов памятников на территории района;
  • -благоприятное транзитное географическое положение .

Экотуризм в районе в настоящее время развивается как самодеятельность отдельных граждан или инициатив и не имеет четко выраженной стратегии. На протяжении последних лет осуществлялись работы по определению экотуристического потенциала отдельных территорий и объектов. Какие-либо комплексные работы в рамках района не проводились. Экотуризм в Браславском районе в настоящее время не обеспечивает требуемую современными концепциями безопасность для природной среды, для человека, не способствует развитию экономической устойчивости региона, не вовлекает местное население в этот вид деятельности .

В совокупности услуг, оказываемых туристам, основное место принадлежит средствам размещения.

Коммунальная гостиница города, расположенная по адресу ул. Советская, 121, может принять порядка 70 гостей. Входящая в состав Музея традиционной культуры гостиница "Заездный двор" (ул. Гагарина, 18) принимает до 14 человек.

Двумя корпусами на 170 и 190 человек располагает Туристско-оздоровительное предприятие "Браславские озера" (ул. Рыбхозная, 15). Палаточный городок находится на западной окраине Браслава в районе лесопарка "Лесничевка". Принимает туристов и частный сектор города.

Функционируют в городе 3 ресторана и около 10 кафе, кинотеатр. Есть банки с пунктами обмена валют.

В районе располагается спортивная база: стадион на 1 500 мест с комплексом площадок и легкоатлетическим ядром, хоккейная коробка, теннисный корт, 14 спортивных залов, 37 приспособленных помещений спортивного назначения, 3 приспособленных помещения для стрельбы из пневматического оружия, 81 спортивная площадка (баскетбольные, волейбольные площадки, гимнастические городки, мини-футбольные и футбольные пол).

В организациях физической культуры и спорта, учреждениях образования региона работает 60 штатных работников физической культуры, из них 42 со специальным физкультурным образованием, 18 с иным образованием.

В Государственном учреждении "Районный физкультурно-спортивный клуб "Дривятич" работает 17 тренеров по спорту и инструкторов-методистов. Организована работа 20 групп, в которых занимается 328 человек. Филиалы районного физкультурно-спортивного клуба "Дривятич" открыты в 11 сельских населенных пунктах. Направления работы групп: волейбол, футбол, общая физическая подготовка, восточные боевые искусства, туризм, шахматы. Развивается новое направление - водные виды спорта. С этой целью в клубе открыта группа по парусному спорту.

По территории района разработаны экскурсионные маршруты: "Путешествие в старину" (Браслав-Слободка-Друя-Браслав); "На гору Маяк" (Браслав - гора Маяк - урочище Окменница); пешеходная экскурсия "К самому сердцу Браслава"; водные маршруты: "Большое озеро" (10 км), "К веслу" (76 км), "До горбатого моста" (30 км), "Раздолье стихий" (12 км), 3 пешеходных и 3 велосипедных маршрута.

ГПУ "Национальный парк "Браславские озёра" проведён косметический ремонт баз отдыха "Леошки", "Слободка", "Золово". На базе отдыха "Дривяты" проведен капитальный ремонт третьего корпуса, построен туристическо-оздоровительный комплекс с бассейном, сауной, джакузи, тренажёрным залом и рестораном. Приобретён прогулочный теплоход, два автобуса, установлены рекламно-информационные щиты.

В 2010 году на городском пляже озера Дривяты построена лодочная станция с пунктом проката спортивного инвентаря.

Организацией досуга населения района занимаются 73 учреждения культуры (28 учреждений клубного типа, 38 библиотек, районный Дом культуры, детская школа искусств, 4 детские музыкальные школы, научно-исследовательское учреждение "Браславское районное объединение музеев"),коммунальное унитарное кинозрелищное предприятие киновидеопроката "Браславская райкиновидеосеть". В учреждениях культуры созданы и работают 181 клубное формирование, в которых задействовано 1835 человек, в том числе 1038 детей и подростков. Семь коллективов и три любительских объединения носят звание "Народный", три коллектива завоевали звание "образцовый".

Город Браслав находится в 40 км от железнодорожной станции Друя на линии Воропаево - Друя. Транспортное обслуживание населения осуществляет ОАО "АТП № 18" и 6 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают 3 городских, 22 пригородных и 5 междугородних маршрутов.

В Браславском районе функционирует 14 объектов придорожного сервиса (Приложение В).

Браслав имеет автобусную связь с Минском, Витебском, Даугавпилсом, Полоцком и Новополоцком. Железнодорожная станция находится в агрогородке Друя .

Однако, в состоянии данной отрасли существует ряд проблем:

  • -несоответствие многих транспортных магистралей мировым стандартам;
  • -недостаточное развитие придорожной инфраструктуры на подъездах к городу;
  • -низкое качество обслуживания при международных перевозках;
  • -отсутствие сети стоянок для туристских автобусов в районах, наиболее часто посещаемых туристами;
  • -отсутствие в достаточном количестве доступной и понятной туристам и горожанам информации о маршрутах общественного транспорта и расписании движения автобусови маршрутных такси .

В Браславском районе при большом количестве мест отдыха отсутствуют оборудованные кемпинги, не создано ни одного агротуристического комплекса на базе 11 сельскохозяйственных организаций. В Браславском районе, где наблюдается наибольший туристический поток действуют только 2 гостиницы, уровень которых не соответствует современным требованиям. Имеется всего 4 дома охотника, что составляет всего 1 % от общего количества действующих в Витебской области, хотя охотничий туризм является одним из приоритетных направлений Витебщины. Не решена проблема организации питания туристов. Имеющееся количество объектов общественного питания (49) составляет всего 3 % от общего числа действующих в области .

Остается проблемой организация досуговых мероприятий из-за малого количества культурно-развлекательных объектов, особенно в городе Браславе.

Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры в Браславе является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Браславе отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов .

Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности и внедрению системы страхования туристов, а также организации качественного и недорогого медицинского обслуживания гостей города, что должно стать благоприятным фактором для развития туризма.

Перспективы развития туристических услуг в районе - это не только развитие и совершенствование существующего туристического продукта, но и строительства новых объектов, в том числе частных баз отдыха.

Таким образом, на территории Браславского района имеется довольно развитая туристическая инфраструктура, вместе с тем дальнейшего развития и совершенствования требуют такие элементы как средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда.

Термин «инфраструктура» пришел в экономическую науку из военной экономики, где он впервые появился в начале XX в. и обозначал совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил. Позднее этот термин прочно закрепился не только в общей экономической теории, но и в других экономических науках, в том числе и в экономике туризма.

Сущность и содержание этого термина активно и глубоко обсуждались в российской (точнее, в советской) экономической литературе в 1970-е годы. В настоящее время стало общепринятым следующее его определение.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

В экономике туризма инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих индустрию туризма, создающих для нее общий фундамент. В свою очередь индустрия туризма определяется как:

  • 1) совокупность средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного туристского назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-персводчиков;
  • 2) межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.

Иногда вместо термина «индустрия туризма» употребляется термин индустрия туристская - все фирмы и заведения, целиком или частично, напрямую и косвенно производящие товары для посетителей и предоставляющие им услуги.

Инфраструктура туризма (туристская инфраструктура) и инфраструктура туристского рынка - это категории экономики туризма, но различного смыслового значения, хотя иногда их пытаются подменять .

Применительно к туристскому рынку как самостоятельной подсистеме термин «инфраструктура » определяется как совокупность организационно-правовых форм, которые опосредованно отражают движение туристских продуктов, акты купли - продажи , или совокупность институтов, систем, служб и предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Инфраструктура туристского рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов (туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов). Ее элементы не навязываются субъектам туристского рынка извне, они порождаются самими рыночными отношениями.

Основными функциями инфраструктуры туристского рынка являются:

  • обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений в туризме;
  • облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Рассмотрим важнейшие элементы инфраструктуры туристского рынка (табл. 3.1).

Основные элементы инфраструктуры

Традиционный рынок

Туристский рынок

Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество (функционируют постоянно)

Туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например, Лондонская международная туристская биржа (WTM), Берлинская международная туристская биржа, Московская международная выставка «Путешествия и туризм» и др.)

Ярмарки, аукционы и другие формы организационного небиржевого посредничества

Туристские ярмарки, WORKSHOPS, туристские выставки регионального или местного уровня, туроператоры, турагенты и другие организационные формы посредничества

Кредитная система

Система кредитных карт «путешествий и увеселений»

Эмиссионная система и эмиссионные банки

Система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и ее организационноправовые формы

Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда)

Негосударственные центры содействия занятости в туризме (например, туристские биржи труда)

Информационные технологии и средства деловой коммуникации

Информационные технологии в туризме (интернет-технологии) и средства деловой коммуникации

Налоговая система и налоговая инспекция

Система налоговых льгот в туризме

Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании

Формы и виды страхования туристских рисков

Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов

Добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых крутое по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA. ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ. PATA, ВИТО и др.

Традиционный рынок

Туристский рынок

Таможенная система

Система таможенных льгот в туризме

Профсоюзы работающих по найму

Профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;

Коммерческо-выставочные

комплексы

Коммерческо-выставочные комплексы

Система высшего и среднего экономического образования

Государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля, готовящие специалистов в области экономики туризма и менеджмента туризма

Аудиторские компании

Специальные аудиторские компании в России отсутствуют

Консалтинговые компании

Специальные консалтинговые компании в России отсутствуют

Общественные и муниципальные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

Общественные, муниципальные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования предпринимательской деятельности в туризме (например, Фонд развития туризма «Райфа Свияга» - г. Зелено- дольск, Татарстан)

Специальные зоны свободного предпринимательства

Виды и формы туристского предпринимательства в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства

Особое место среди элементов инфраструктуры рынка занимают биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные). Основные функции биржи:

  • оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
  • упорядочение торговли;
  • регулирование торговых операций и решение торговых споров;
  • сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Предмет сделок - товары и контракты на поставку.

Новые российские реформы, строительство рыночной экономики требовали начать с создания развитой инфраструктуры рынка. Это дало толчок развитию биржевого дела. С мая 1990 г. в России начинают работать Московская товарная биржа, позднее Российская товарно-сырьевая биржа, Центральная Московская фондовая биржа и др. Примерно за полтора-два года территория России покрылась биржами, как осенний лес после дождя - грибами.

И хотя в мире формально зарегистрировано около 200 бирж, а реально функционирует нс более 90, в России их зарегистрировано намного больше, чем 200. Большинство из них по характеру стали «универсальными». То есть под их «крышей» осуществлялась торговля не только биржевыми товарами, нс только оптовая, но и розничная торговля. Основная причина такого буйного расцвета биржевой торговли в России заключалась в следующем.

Существовавшие до начала 1990-х годов конфискационно-карательные меры государственного регулирования цен запрещали продажу товаров по цене спроса, по цене, превышающей торговую накидку, установленную государством. И только под эгидой биржи государство разрешало использовать регулирование цены через механизм спроса и предложения. За доступ на такую биржевую площадку надо было платить определенный процент. Но как только первый Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о свободе торговли, большинство бирж рухнуло. Они или перестали существовать, или были преобразованы в различные формы посреднических или коммерческих предприятий.

Отмеченный биржевой бум в начале 1990-х годов не мог нс затронуть и туризм.

Поиски новых подходов к проблемам туристского комплекса, попытки использования экономических форм регулирования туристского рынка в условиях неразвитости его инфраструктуры привели осенью 1991 г. к созданию общества с ограниченной ответственностью «Туристская биржа товаров и услуг». Эта биржа создавалась «для активизации формирования единого межгосударственного и международного рынка торговли туристским продуктом, ценными бумагами, а также товарами и услугами, необходимыми для развития туризма и экскурсий» . Основными задачами этой туристской биржи стали:

  • организация условий для заключения торговых сделок между членами и посетителями биржи на куплю-продажу различных видов туристского продукта, товаров, услуг и ценных бумаг;
  • установление реального соотношения спроса и предложения на туристско-экскурсионные услуги, туры, путевки, товары туристского, спортивного, оздоровительного и иного назначения, а также ценные бумаги (акции туристских предприятий и организаций, векселя, контракты и т.д.), котирующиеся на бирже; а также предоставление консультаций и коммерческой информации; изучение конъюнктуры туристского рынка; участие в международных выставках и пр.

Изложенное свидетельствует о том, что и данная туристская биржа по характеру стала универсальной, так как на ее торговой площадке продавались туристские продукты, товары, услуги и ценные бумаги. К сожалению, данная туристская биржа по целому ряду причин нс стала главным ценовым ориентиром для предпринимателей, занятых в туристском комплексе.

Попытаемся рассмотреть некоторые из этих причин.

Во-первых, является ли (может ли являться) туристский продукт биржевым товаром.

Общеизвестно, что к предмету биржевой торговли - биржевому товару - предъявляются определенные требования:

  • массовость производства;
  • стандартность;
  • наличие устойчивого спроса.

Туристский продукт (тур) - реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга - соответствует (может соответствовать при определенных условиях) первым двум требованиям. Что же касается третьего требования, то дело здесь сложнее. И специальная экономическая литература, и мировая практика свидетельствуют о том, что функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено серьезным колебаниям спроса на туристский продукт .

Во-вторых, в мировой практике до настоящего времени нет примера существования «биржи услуг» подобной товарным, сырьевым, фондовым и валютным биржам, с соответствующими правилами торгов. Представляется, данное обстоятельство связано как со специфическими особенностями самого товара «услуги», в том числе «туристские услуги», так и с относительной неразвитостью соответствующего сектора экономики.

В-третьих, практика развития меновых отношений распорядилась таким образом, что такие биржевые товары, как нефть, золото, кофе, джут, скот и т.п., с одной стороны, и ценные бумаги, с другой, оказались разведены по разным биржевым рынкам - товарным рынкам и рынкам ссудных капиталов. Такое разведение определяется различным функциональным назначением отмеченных биржевых товаров. Видимо, не случайно сегодня не существует биржи, на которой одновременно продавались бы металл для производства автомобилей, сами автомобили и акции предприятий, производящих автомобили. Или другой пример: продукция «Вымпелкома» продается на одних торговых площадках, а его акции - на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В-четвертых, развитие электронных систем продаж, подобных РТС, особенно глобальных сетей типа Интернет, дают возможность осуществлять акты купли-продажи туристских продуктов, туристских товаров, акций и других ценных бумаг туристских компаний не на самой биржевой площадке, а из офиса или прямо из «дома». Данное обстоятельство объективно не требует создания такой старой конструкции, как биржа в туризме.

Таким образом, рассматриваемая туристская биржа не выполнила своей роли, не стала ценовым ориентиром для участников туристской деятельности либо потому, что для се возникновения не было объективных основ (появилась искусственно, по аналогии), либо ее образование было преждевременным, обгоняющим реальные процессы преобразований экономических отношений в туризме. Но и в первом, и во втором случаях главным является определенная неразвитость туристского комплекса и его экономики, незрелость рыночных механизмов в туризме.

Анализ выделенных элементов инфраструктуры туристского рынка позволяет сделать вывод о его молодости, о становлении инфраструктуры в настоящее время.

Заметим, что знакомство с российской литературой по проблемам туризма и его экономики свидетельствует о том, что работ, посвященных исследованию инфраструктуры туристского рынка, у нас практически нет. Данное обстоятельство, с одной стороны, своеобразно отражает реальное отсутствие развитой инфраструктуры туристского рынка в России. С другой - раскрывает одну из серьезных причин неразвитости самого туристского рынка.

Вместе с тем, несмотря на неразвитость собственной инфраструктуры, туристский рынок продолжает развиваться довольно успешно, используя для этого элементы инфраструктуры рынка более высокого порядка.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Определите понятие «туристский рынок».
  • 2. Существует ли корреляция в определениях понятий «рынок», «туристский рынок» экономикой туризма и экономической теорией? Если да, то какая?
  • 3. Каковы функции и роль туристского рынка?
  • 4. В чем причины многокритсриальности характера системы и структуры туристского рынка?
  • 5. Каковы основные критерии сегментирования туристского рынка?
  • 6. Тождественны ли понятия «инфраструктура туризма» и «инфраструктура туристского рынка»?
  • 7. Перечислите основные элементы инфраструктуры туристского рынка.
  • См., например: Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. -С. 85; Сенин В.С. Организация международного туризма. - С. 109.; Зорин И.В.Туризм как рынок: Туризм как многогранное явление современного мира. -В сб.: Культурный туризм для мира и развития. - С. 67; Ключников А.В.Туристский рынок,- Менеджмент туризма: Экономика туризма. - С. 90.
  • Квартальное В.А. Характер и цели туристской биржи. - В кн. Туризм:теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - Т. 3. Новые цели и функции туризма:Экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 202.
  • Подробнее о сезонности функционирования туристского рынка см.:Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - С. 76-83.

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Рассмотрим более подробно ее состав и функции.
Классической триадой туризма принято считать: транспорт - приют - развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристических организаций.
Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. По определению, принятому Государственной Думой Российской Федерации, инфраструктура туризма — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таким образом, инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристический баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения.
С развитием туризма возникает новая, весьма динамичная форма потребительского спроса, которая связана с перемещением потребителя с места постоянного жительства. Спрос этот касается целого комплекса товаров и услуг. Удовлетворение любого спроса требует производства соответствующих продуктов. С точки зрения экономики туризм создает новую форму потребления и обуславливает появление соответствующей ей сферы хозяйственной деятельности. Туристское хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга секторов, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Предприятия, занятые производством туристских услуг и товаров, рассматриваются как отдельный сектор экономики. Инфраструктура туризма имеет собственные ресурсы: природные, рекреационные, производственные фонды-предприятия обслуживания, кадры, а также связи с другими секторами экономики. Инфраструктуру туризма в настоящее время характеризуют самые высокие темпы роста среди производственно-хозяйственных межотраслевых комплексов.
В 1950 году число туристов во всем мире составило 25 млн человек, а оборот предприятий инфраструктуры туризма составил 2,1 млрд долларов США, в 1990 году эти показатели составили соответственно 363 млн человек и 150 млрд долларов США, в 1999 годы эти показатели выросли в полтора раза. На международный туризм приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота. Сейчас оборот предприятий инфраструктуры туризма равен размеру валового национального продукта Японии и составляет свыше 3 трлн долларов США. За исторически короткий период, прошедший после окончания второй Мировой войны, инфраструктура туризма превратилась в один из крупнейших секторов мирового хозяйства. Это произошло в результате воздействия ряда факторов: роста доходов населения, в частности, той части, которую можно употребить сверх удовлетворения потребностей первой необходимости и на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного времени; развития транспортных средств; увеличения доли международной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.
Материальная основа международного туризма представляет собой важный элемент международных экономических отношений. Она создает необходимые условия для осуществления деловых и профессиональных контактов, неуклонное расширение которых обусловлено объективным процессом интеграционных процессов мирового сообщества. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.
Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.
Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурного сервиса и туризма, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые — туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Вообще предприятия можно разделить на «туристские» и «нетуристские» приближенно, что позволяет лишь относительно установить границы отрасли, а отсюда определение доходов инфраструктуры туризма значительно затруднено, а диверсифицированность доходов затрудняет точный подсчет поступлений от туризма.
Приведем перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта (Таблица 16).

Это далеко не полный перечень, ибо туристскую инфраструктуру формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли и пр.

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений,

инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуника-

ционной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обес-

печивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их

надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедея-

тельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.

Это – и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы,

системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные се-

ти и другое. Развитие инфраструктуры туризма – важный этап плани-

рования процесса освоения и использования туристских ресурсов.

Как ни привлекателен был бы туристский ресурс, его привлекатель-

ность и эффективность в значительной мере зависят от возможности

свободного доступа к нему потребителя – туриста. Если к природному

ресурсу нет дороги или тропы, то массовое посещение объекта стано-

вится затруднительным или нередко невозможным. Поэтому водопад

Анхель в Венесуэле, самый высокий в мире (высота падения воды

1014 м), посещаем туристами относительно редко, поскольку к нему

нет дорог, нет площадки для посадки самолетов. До этого уникального

природного объекта туристского интереса можно добраться с большим

трудом на лодке по бурной реке Корона.

Кроме того, просто доступа мало, массовый турист требует и доста-

точно комфортных условий своего пребывания в месте посещения. На-

пример, общепринятый стандарт в системе гостеприимства предусмат-

ривает размещение туристов в двухместном номере с удобствами (ту-

алет, душ / ванна, горячая вода).

Туристические ресурсы – совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные, производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристской деятельности.

Гостиничная индустрия и система (общественного) пита-

Размещение – самый важный элемент туризма. Нет размещения –

нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любо-

го туристского региона или центра, жаждующего получения твердых

и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристс-

ких ресурсов.

Гостиничная индустрия – суть система гостеприимства. Она исхо-

дит из древнейших традиций, присущих практически любой общест-

венной формации в истории цивилизации человечества – уважения

гостя, торжества его приема и обслуживания. гостю всегда и у всех на-

родов предоставляется все лучшее. В понятие гостеприимства истори-

чески неизменно и обязательно входят кров и пища, т. е. услуга разме-

щения и питания.

Средства и системы размещения – основные средства – здания раз-

личных типов и видов, приспособленные специально для приема и ор-

ганизации ночевки временных посетителей с различным уровнем сер-

Количество коек в гостиничной сфере – самый главный показатель,

используемый для оценки потенциала туристского центра ил региона

для приема туристов. Количество мест в гостиницах четко определяет

емкость средств размещения и реальную возможность приема турис-

тов в данном туристском центре. Показатель интенсивности загрузки

номерного фонда дестинации адекватно определяет эффективность

деятельности местной администрации и организаторов туризма. Нера-

вследствие неразберихи, даже оплатившие ночевку заранее, останутся

на улице, что нередко и происходит. Это серьезный минус в работе

администрации.

Сегодня индустрия гостеприимства – это мощнейшая система хо-

зяйства региона или туристского центра и важная доходная составляю-

щая экономики дестинации. Индустрию гостеприимства в части разме-

щения: отели, гостиницы, пансионы, алькасары, парадоры, мотели, мо-

лодежные хостели и общежития (дормидории), апартаменты, турист-

ские хутора, дачи, сельские домики, а также частный сектор, активно

участвующий в размещении туристов.

1. ИНДУСТРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ

1.1. Классификация средств размещения туристов

Средствами размещения туристов являются любые объек-ты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:

а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум,

б) объект размеще-ния имеет руководство,

в) управление объектом строится на коммерческой основе.

В состав коллективных средств размещения туристов вклю-чаются гостиницы и аналогичные заведения, специализиро-ванные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.

Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей уп-равления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примера-ми развитых гостиничных целей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США). Гостиницы предоставляют перечень обяза-тельных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг.

Таблица 1.

Стандартная классификация средств размещения туристов Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994 г.

Категории Разряды Группы
1.Коллективные средст-ва размещения туристов 1.1 Гостиницы и анало-гичные средства разме-щения туристов

1.1.1. Гостиницы

1.1.2. Аналогичные заве-дения
1.2. Специализирован-ные заведения 1.2.1. Оздоровительные заведения 1.2.2. Лагеря труда и от-дыха 1.2.3. Общественные средства транспорта 1.2.4. Конгресс-центры
1.3. Прочие коллектив-ные заведения 1.3.1. Жилища, предназ-наченные для отдыха 1.3.2. Площадки для кем-пинга 1.3.3. Прочие коллектив-ные заведения
2.Индивидуальные сред-ства размещения тури-стов 2.1. Индивидуальные средства размещения 2.1.1. Собственные жи-лища 2.1.2. Арендуемые ком-наты в семейных домах 2.1.3. Жилища, арендуе-мые у частных лиц или агентств 2.1.4. Размещение, пре-доставляемое бесплатно родственниками или зна-комыми 2.1.5. Прочее размеще-ние на индивидуальной основе

В зависимости от конкретного оборудования и особенно-стей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают го-стиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мо-тели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг, Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.

Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс - центрах.

Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.

Прочие коллективные средства размещения включают, преж-де всего, жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартир-ного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения име-ют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организа-цию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Построй-ки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находится помещение для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием. Предусмот-рено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпин-гов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых..

Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.

Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квар-тиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (тайм - шеринг).

Введение

Наличие туристских ресурсов -- важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Второй необходимой составляющей является развитая инфраструктура. Складывается она из имеющихся в регионе средств размещения и обслуживания туристов -- гостиниц, туристских баз, пансионатов и профилакториев, а также специализированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов. Благодаря формирующейся инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона.

Исходя из актуальности, нами была поставлена цель - изучение туристской инфраструктуры Юго-Восточной Азии. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Понятие туристской инфраструктуры и классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии.

2. Изучение транспортной инфраструктуры.

3. Средства размещения, общественное питание и инфраструктура досуга.

Объектом изучения является Юго-Восточная Азия.

Предметом является выявление условий, которые способствуют развитию туристкой инфраструктуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован туристскими предприятиями для организации отдыха туристов.

Работа базируется на использовании статистических методов, сравнительном анализе и описании.

Информационная база представлена работами, которые носят теоретический и практический характер. Среди них особенно важны труды таких авторов как М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, И.Ю. Ляпина

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы из 10 наименований на 34 страницах текста, 9 рисунков.

Подходы и оценка туристской инфраструктуры

Понятие туристской инфраструктуры

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристической деятельности. Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента. Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов. Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятию, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах определенного региона.

Рисунок 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма

Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации. Ведь бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов. Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то