Предназначение александрийского маяка. Александрийский маяк, он же фаросский - высочайшая конструкция древнего мира Где находится александрийский маяк город

Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Александрийский маяк - одно из древнейших инженерных сооружений человечества. Он был построен между 280 и 247 годами до н. э. на острове Фарос, расположенн...

От Masterweb

22.05.2018 02:00

Александрийский маяк - одно из древнейших инженерных сооружений человечества. Он был построен между 280 и 247 годами до н. э. на острове Фарос, расположенном у берегов древнего города Александрия (территория современного Египта). Именно благодаря названию этого острова маяк также был известен как Фаросский.

Высота этого грандиозного сооружения, по свидетельствам разных историков, была примерно 120-140 метров. В течение долгих веков он оставался одним из самых высоких сооружений на нашей планете, уступая только пирамидам в Гизе.

Начало строительства маяка

Город Александрия, основанный Александром Великим, удачно располагался на пересечении многочисленных торговых путей. Город стремительно развивался, в его гавань заходило все больше кораблей, и строительство маяка становилось насущной необходимостью.

Некоторые историки полагают, что, кроме обычной функции обеспечения безопасности мореплавателей, у маяка могла быть смежная, не менее важная функция. В те времена правители Александрии опасались возможного нападения со стороны моря, и такое колоссальное сооружение, как Александрийский маяк, могло послужить отличным наблюдательным пунктом.

Изначально маяк не был оборудован сложной системой сигнальных огней, ее соорудили через несколько сотен лет. Первое время сигналы кораблям подавались с помощью дыма от костра, и поэтому маяк был эффективным только в дневное время.

Необычность конструкции Александрийского маяка


Такое масштабное строительство для тех времен было грандиозным и очень амбициозным проектом. Однако сооружение маяка завершилось в очень короткие сроки - оно длилось не более 20 лет.

Ради строительства маяка между материком и островом Фарос в короткие сроки была сооружена дамба, по которой доставлялись необходимые материалы.

Рассказать кратко об Александрийском маяке просто невозможно. Огромное сооружение было построено из цельных мраморных блоков, соединенных между собой для большей прочности скобами из свинца.

Нижний, самый большой уровень маяка, был выстроен в форме квадрата с длиной сторон примерно 30 метров. Углы основания были спроектированы строго по сторонам света. Помещения, расположенные на первом уровне, предназначались для складирования необходимых припасов и проживания многочисленных стражников и работников маяка.

В подземном уровне было сооружено водохранилище, запасов питьевой воды которого должно было хватить на случай даже продолжительной осады города.

Второй уровень здания был выполнен в форме восьмиугольника. Его грани были ориентированы в точном соответствии с розой ветров. Украшали его необычные статуи из бронзы, некоторые из которых были подвижными.

Третий, основной уровень маяка был сооружен в форме цилиндра и сверху его венчал большой купол. Верх купола украшала бронзовая скульптура высотой не менее 7 метров. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, было ли это изображение бога морей Посейдона или же статуя Исиды-Фарии - покровительницы мореходов.

Как был устроен третий уровень маяка?


Для того времени истинным чудом Александрийского маяка была сложная система огромных бронзовых зеркал. Свет от костра, постоянно горевшего на верхней площадке маяка, отражался и многократно усиливался этими металлическими пластинами. В античных хрониках писали, что сияющий свет, идущий от Александрийского маяка, был способен сжигать корабли неприятеля далеко в море.

Безусловно, это было преувеличением неискушенных гостей города, впервые увидевших это древнее чудо света - Александрийский маяк. Хотя на самом деле свет маяка был виден больше, чем на 60 километров, и для античных времен это было огромным достижением.

Очень интересным инженерным решением для того времени было строительство внутри маяка спиральной лестницы-пандуса, по которому на верхний ярус доставлялись необходимые дрова и горючие материалы. Для бесперебойной работы требовалось огромное количество топлива, поэтому повозки, запряженные мулами, постоянно поднимались и спускались по наклонной лестнице.

Зодчий, который построил чудо


Во времена строительства маяка царем Александрии был Птолемей I Сотер, талантливый правитель, при котором город превратился в процветающий торговый порт. Приняв решение построить в гавани маяк, он пригласил для работы одного из талантливых архитекторов того времени - Сострата Книдского.

В античные времена единственным именем, которое могло быть увековечено на построенном сооружении, было имя правителя. Но зодчий, возведший маяк, был очень горд своим творением и хотел сохранить для потомков знание о том, кто действительно был автором чуда.

Рискуя навлечь на себя гнев правителя, он на одной из каменных стен первого уровня маяка высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Затем надпись была покрыта слоями штукатурки и уже поверх нее были высечены положенные славословия в адрес царя.

Через несколько веков после строительства куски штукатурки постепенно отвалились, и появилась надпись, сохранившая в камне имя человека, построившего одно из семи чудес света - Александрийский маяк.

Первый в своем роде


В античные времена в разных странах часто использовали пламя и дым костров как систему оповещения или для передачи сигналов об опасности, но Александрийский маяк стал первым специализированным сооружением такого рода во всем мире. В Александрии его называли Фарос, по названию острова, и все маяки, которые строились после него, тоже стали называть фаросами. Это нашло отражение и в нашем языке, где слово "фара" означает источник направленного света.

Древнее описание Александрийского маяка содержит сведения о необычных "живых" скульптурах-статуях, которые можно назвать первыми несложными автоматами. Они поворачивались, издавали звуки, совершали простые действия. Но это были совсем не хаотичные движения, одна из статуй указывала рукой на Солнце, а когда Солнце заходило, рука автоматически опускалась. В другую фигуру был вмонтирован часовой механизм, который отмечал начало нового часа мелодичным звоном. Третья статуя использовалась как флюгер, показывая направление и силу ветра.

Краткое описание Александрийского маяка, сделанное его современниками, не смогло передать секреты устройства этих статуй или примерную схему пандуса, по которому доставлялось топливо. Большинство этих секретов утрачено навсегда.

Разрушение маяка


Свет костра этого уникального сооружения указывал мореходам дорогу в течение многих веков. Но постепенно, во времена упадка Римской империи, маяк тоже стал приходить в упадок. Все меньше средств вкладывалось в его поддержание в рабочем состоянии, к тому же гавань Александрии постепенно мельчала из-за большого количества песка и ила.

К тому же местность, где Александрийский маяк был построен, была сейсмически активна. Череда сильных землетрясений нанесла ему серьезные повреждения, а катастрофа 1326 года окончательно разрушила седьмое чудо света.

Альтернативная версия разрушения

Кроме теории, объясняющей упадок колоссального сооружения недостаточным финансированием и стихийными бедствиями, существует еще одна интересная гипотеза о причинах разрушения маяка.

Согласно этой теории, виной всему было то огромное военное значение, которое имел маяк для обороняющих Египет. После того, как страна была захвачена арабами, христианские страны, и прежде всего Византийская империя, рассчитывали отбить Египет людей. Но этим планам очень мешал наблюдательный пункт арабов, находящийся на маяке.

Поэтому был распространен слух о том, что где-то в здании в античное время были спрятаны сокровища Птолемеев. Поверив, арабы начали разбирать маяк, пытаясь добраться до золота, и в процессе повредили систему зеркал.

После этого поврежденный маяк продолжал функционировать еще 500 лет, постепенно ветшая. Затем его окончательно разобрали, а на его месте была возведена оборонительная крепость.

Возможность восстановления


Самая первая попытка восстановления Александрийского маяка была предпринята арабами в XIV веке н. э., но получилось построить лишь 30-метровое подобие маяка. Затем стройка прекратилась, и лишь через 100 лет правитель Египта Кайт-Бей построил на его месте крепость для защиты Александрии со стороны моря. В основании этой крепости осталась часть фундамента древнего маяка и почти все его подземные сооружения и водохранилище. Эта крепость существует по сей день.

Часто энтузиастами-историками рассматривается вероятность воссоздания этого знаменитого здания в его первозданном состоянии. Но есть одна проблема - достоверного описания Александрийского маяка или его детальных изображений, на основании которых можно было бы точно восстановить его облик, практически не осталось.

Прикоснуться к истории


Впервые некоторые фрагменты маяка были открыты археологами на дне моря в 1994 году. С тех пор экспедицией Европейского института подводной археологии на дне гавани был открыт целый квартал античной Александрии, о существовании которого ученые раньше не догадывались. Под водой сохранились остатки многих античных сооружений. Существует даже гипотеза, что одно из найденных зданий может быть дворцом знаменитой царицы Клеопатры.

Правительство Египта в 2015 году одобрило масштабную реконструкцию древнего маяка. На том месте, где он был построен в далекие античные времена, планируют построить многоэтажную копию великого маяка. Интересно то, что проект предусматривает строительство на глубине 3 метра подводного стеклянного зала, чтобы все любители древней истории могли увидеть руины древнего царского квартала.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные жители утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Во времена, когда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, маяк высотой около ста метров, не мог не поражать воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк находился на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского через некоторое время город оказался под властью Птоломея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.


С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).


Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Первоначальный внешний вид

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.


Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

  • Маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
  • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
  • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
  • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
  • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
  • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
  • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
  • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
  • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
  • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
  • Для того чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Крушение

Александрийский маяк прослужил людям довольно долго – около тысячи лет. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.


После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни).

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Седьмое чудо света находится в Египте на берегу Фаросского залива - знаменитый Александрийский маяк отсчитывает свою историю с образования города Александрии, который был выстроен в 332 году до н.э. римским полководцем Македонским: завоеватель за время своей военной карьеры назвал в свою честь около 17 городов, но только Александрия в Египте сохранила свои достопримечательности до наших дней.

Строительство

1. Фаросский маяк был возведен в дельте Нила - военачальник тщательно выбирал место для нового города Александрии, и именно здесь были развернуты первые строительные площадки поблизости от озера Мареотис. Македонский предполагал, что грандиозный по высоте маяк должен стоять на берегу двух больших гаваней. Одна из них планировалась как порт для торговых кораблей, пришедших из стран Средиземноморья, а вторая гавань обслуживала суда, идущие по течению Нила.

2. Новым правителем Египта стал Птолемей: к тому времени Македонский умер, оставив после себя цветущий и перспективный портовый город. Новая власть решила продолжить дело завоевателя и установить маяк, который впоследствии стал седьмым чудом света. По ночам и при ненастной погоде 120-метровый мощный маяк освещал морские пути торговым и пассажирским кораблям, направляющимся в гавани.

3. При строительстве Александрийского маяка, фото остатков фундамента которого можно увидеть в сети, использовали систему сигнальных огней. Настоящим зодчим, который немало сделал для появления в Александрии этого масштабного сигнального сооружения и фактически руководил строительством, считается инженер из Книдии - Сострат. Больше 20 лет ушло на возведение Фаросского маяка, который вошел в историю как наиболее высокое здание античного мира. Чтобы обеспечить рабочую площадку строительными материалами, соорудили дамбу.

4. Внутри маяка архитекторы расположили целых три отдельных яруса. На первом, имеющем квадратную форму, были установлены в углах статуи морских обитателей - тритонов. В этом помещении размещались охранники и обслуживающие маяк рабочие. Также здесь были устроены кладовые с топливом и продуктами.

На среднем ярусе постройка имела восьмиугольную форму, при этом строителям удалось сориентировать грани по местным направлениям ветров. Наверху строения располагались статуи и оригинальные флюгеры.

Верхний ярус имел строго цилиндрическую форму и был украшен колоннами, а под конусообразным отражающим куполом был устроен источник освещения. Наверху маяка расположили статую Исиды, которую считали покровительницей торговцев и мореплавателей. Мощный свет мастерам удалось спроецировать посредством сложной системы зеркал - это были вогнутые металлические листы, которые превосходно отражали огонь, горящий на самом верху башни.

5. Ученые до сих пор спорят по поводу способа доставки топлива на Фаросский маяк. По одной версии, дрова подвозили упряжки мулов по надежным спиралевидным лестницам. Вторая легенда гласит, что топливо поднимали на древнем лифте по шахте, расположенной вертикально внутри сооружения. Свет, который давал маяк с высокой башни, был хорошо заметен даже на расстоянии 48 километров до гавани.

6. В подземной части находились серьезные запасы продовольствия и воды для гарнизонной охраны, поскольку конструкция служила крепостью, защищающей бухты и морские подступы в город. Фото фундаментаАлександрийского маяка сохранило очертания ограждения, сквозь бойницы которого стрелки охраняли гавань.

Судьба сооружения

В 16 веке седьмое чудо света было практически полностью уничтожено землетрясением. Маяк успели запечатлеть на отчеканенных в Риме монетах старого образца. Судить о масштабах постройки современные ученые могут лишь по руинам и сохранившимся древним документам.

Султан Кайт-бей спустя век после разрушения башни выстроил на том месте военный форт. В середине 90-х прошлого века ученые обнаружили на дне Александрийской гавани останки легендарного маяка. Когда-то инициативные группы планировали заняться реконструкцией маяка, но египетские власти отказались финансировать эти сомнительные проекты. Сейчас на острове Фарос только старинная крепость Кайт-бей охраняет руины античной башни.

Туристам и путешественникам со всего мира можно не только увидеть живописные фото Александрийского маяка, но и посетить остатки фундамента на берегу бухты в Египте. Руины башни до сих пор привлекают любителей исторических мест и античной архитектуры. Приобретая по вполне доступным ценам туры в Египет у специалистов из бюро путешествий сайт, туристы получают уникальную возможность побывать в различных странах и даже посмотреть на знаменитые достопримечательности.

Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк - сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

Предназначение

Первое чудо света - Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем - столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она - все, что осталось от этого величественного творения человека.

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение - обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света - вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое - в честь того, кто решил его построить, второе - в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город - один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского - во времена правительства Птолемея ІІ - царя Египта.

Особенности строительства

Решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 - 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма - способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи - Зевс-Спаситель.

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых - астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря - часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось - это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то