Рижский замок часы работы. Рижский замок (Рига): фото и отзывы. Настоящее и будущее

Памятник Средневековью, неделимая часть Старой Риги, замок на берегу Даугавы - его называют Рижским, а на деле он является Президентским дворцом. Резиденция латвийского президента делит помещения с несколькими музейными архивами и экспозициями. Не так давно в замке началась масштабная реконструкция (давно пора, сказали бы «потрепанные» стены).

На время «ремонта» президент и его «свита» переехали в Дом Черноголовых. По идее, уже в 2014 году они должны были вернуться обратно, но за год до этого в здании случился серьезный пожар. Так что процесс затягивается.

Замок начали возводить в 1330 году, в то время Рига уже расцвела и озолотилась, а феод, стоявший у власти, ближе к середине того же века получил сан архиепископа. На все про все ушло два десятка лет, а результатом стала внушительная крепость. Надежность стен, округлость башен, все такое. Святодуховская, со стороны реки, дошла до наших дней и присоединилась к новым строениям в замковом комплексе). Замок четырехуголен, по углам – башни, внутренний двор вымощен, все это окружил ров.

Рига и Ливонский орден постоянно конфликтовали. А что сопутствует войнам? Разрушения. Замку часто доставалось на орехи. А восстановили его как следует только в начале 16 века. Теперь же замок на берегу Даугавы прямой конкурент по монументальности рижским церквям и соборам.

В 1558 году Ливонский орден пал от войска Ивана Грозного, а вместе с ним досталось Рижскому и Курляндскому епископам. Ордену пришел конец, а затем замок пришел в запустение. На заре 17 века

В последующие годы замок служил то польской резиденцией, то шведской, даже российской. Естественно, каждый из владельцев вносил свою лепту в декор и обустройство своего «дома». Априорность таяла, замок приобретал новые черты.

В 1621 году Ригу взяли шведы, пошли-поехали перестройки. Рига стала центром колонии Балтии и ее следовало укрепить на совесть. Появились валы, Цитадель, а Рижский замок как-то затерялся на их фоне, в нем разместилась колониальная власть. А поскольку замок больше не являлся крепостью, его подпирают множеством других строений – земли мало, а нужд много.

На заре 18 столетия Латвия досталась России, но до замка преобразования добрались только ко концу столетия. Екатерина Вторая велела организовать «жилье» чиновникам. Шведские времянки снесли, а на их месте выросло административное здание (4 этажа). Затем снесли оставшиеся деревянные строения – так перед замком образовалась площадь. В то время Рижский замок олицетворял мощь Российской Империи.

Помещения, в которые затем заехало современно правительство страны, начали строить в начале 19 века (это инициировал генерал-губернатор Лифляндии, который заприметил, что русские цари не очень прониклись строгостью и минимализмом крепости). Так было перестроено целое крыло и появился еще один этаж для проведения балов, к тому же башню Святого Духа «укоротили», убрав крышу и обустроив на ее вершине обсерваторию. Немного позднее князь Суворов-Римницкий, устав от подъема в Императорский (Бальный) зал по винтовым ступеням, велел возвести широкие, из гранита.

Даже когда Латвия была независима – Рижский замок оставался «домом» стоящих у власти, буржуев местного разлимва. В тот период изменениям подверглись интерьеры замка, появился Красный зал. В середине 20 столетия строение отреставрировали.

Президентской резиденцией достопримечательность стала в 1938 году.

Кстати, какой же замок без приведения. Да-да, в стенах Рижского можно услышать тяжелые шаги средневекового призрака. По крайней мере, так говорят.

Замок столетиями являлся центром власти для большей или меньшей территории, а сегодня в нем находится резиденция президента Латвийской Республики. Помещения резиденции расположены в здании, построенном на месте прежнего переднего замка.

Искусство и архитектура

Замок многократно перестраивался, со временем и теряя, и приобретая новые художественно-архитектурные ценности.

Портал главных замковых ворот со стороны двора украшают выдающиеся образцы позднеготического маньеризма - барельефы "Магистр Вальтер фон Плеттенберг", "Мадонна с младенцем". Эркерная башня построена в стиле раннего барокко, интерьеры нескольких помещений - в стиле ар-деко.

Особую ценность представляют элементы искусства 20-30-х годов XX века - роспись потолка Посольского зала, ворота замка.

Рижский замок является памятником архитектуры государственного значения.

Три рижских орденских замка

Первый Рижский орденский замок находился на месте нынешнего Двора конвента в . Он был разрушен рижанами во время гражданской войны с Ливонским орденом.

Риге в рамках мирного договора пришлось восстановить замок. В XIV веке был построен второй Рижский орденский замок на берегу Даугавы, откуда можно было контролировать движение судов по реке. В XV веке в результате междоусобных войн Ливонской конфедерации этот замок был полностью разрушен.

В начале XVI века на фундаменте старого замка был построен третий, нынешний Рижский замок.

Третий Рижский орденский замок

Вначале замок находился на искусственном острове с земляным крепостным валом, защищавшим его от пушечных выстрелов. Замок состоял из четырех корпусов, окружавших внутренний двор. В двух углах замка находились массивные круглые башни, в двух других - четырехугольные башни меньшего размера, сохранившиеся до наших дней. Перед замком находился передний замок с незастроенным двором.

Сегодня у замка шесть башен - башня Святого духа, Свинцовая, Пороховая, Северная и Эркерная башни и башня Трех звезд. Толщина стен замка составляет около 3 метров.

В нескольких направлениях от замка ведут подземные ходы.

На побережье Даугавы возвышается величественный дворцовый комплекс – Рижский замок. Он считается значительным культурно-историческим памятником латвийской столицы, ярким образцом архитектуры средневековья. К Президентскому дворцу примыкает Замковая площадь.

Замковая площадь объединяет президентскую резиденцию и эпохи классицизма, образуя величественный памятник архитектуры. Рижский замок соседствует с неоготическим ансамблем – Англиканской церковью, центральный фасад которой просматривается с набережной Даугавы.

Орденская эпоха в истории Рижского замка

История Президентского дворца начала отсчет в 1330 году. Выдворение ливонских рыцарей за городские пределы закончилось тем, что они приступили к сооружению крепости. Пока укрепление строилось рыцарями, в центре старинный орденский замок пришел к полному упадку. Поэтому магистра Ливонского ордена переселили во вновь выстроенную резиденцию. Незатихающие распри с горожанами, бушующие в XV веке, вынудили орден отбыть из Рижского замка в Цесис.

В 1484 г между рижанами и орденом вспыхнул очередной конфликт, приведший практически к полному уничтожению орденского замка. Мировое соглашение обязывало горожан заняться восстановлением крепости. На реконструкцию укрепления, начавшуюся в 1497 г., потратили 18 лет.

Польско-шведский след

Упразднив орден, замок передавали из рук в руки. Сначала в нем хозяйничали польские, затем шведские наместники. Они занимались расширением и достраиванием дворцового ансамбля, преследуя свои потребности. К сооружению пристроили новое крыло (предзамок) и арсенал.

Находясь во владении польских и шведских правителей, комплекс постепенно утрачивает фортификационное значение, в нем начинают доминировать представительские функции. Оборонительным щитом становится Даугавгрива. Наместники активно использовали замок в качестве тюрьмы. В нем содержали Марию Старицкую – вдову единственного ливонского короля.

Российская эпоха

Русские войска, взяв осажденную , водворили в замок генерал-губернаторов Лифляндии. Они оставили часть помещений под тюремные камеры. В тюремные казематы заточили свергнутую с российского престола Анну Леопольдовну вместе с семейством.

В годы российской эпохи замок окончательно утратит оборонительное значение и изначальный грозный облик. В ходе реконструкций шведский арсенал снесут. Вместо него вырастет корпус, необходимый для соединения основного замка и предзамковых построек.

В угоду модным веяниям в нем соорудят обсерваторию и бальный зал. Внутри дворца найдется место Императорскому залу, гостиной царя и царскому кабинету. Рядом с комплексом снесут ряд деревянных построек, что позволит организовать обширную площадь. В этом облике дворец станет достойным олицетворением государственной власти великодержавной России.

В ХХ столетии

Легенды Рижского замка

Одна из легенд утверждает, что в период Средневековья Рижский замок соединялся с Цесисским подземным ходом. Другая повествует о подземном ходе, соединяющем комплекс с портом. Этот ход был действительно найден и сразу замурован. Во дворце будто бы обитает приведение – призрачный средневековый рыцарь.

История здания – это разрушения и восстановления. Первый замок возвели в Старой Риге, где сегодня располагается Двор конвента. Его строительство затеяли ливонские рыцари в 1330 году на месте бывшего госпиталя Святого Духа. В период гражданской войны здание разрушили. Согласно условиям мирного договора, горожане обязались восстановить укрепления. Обещание выполнили – так появилось новое здание.

Перемирие продолжалось недолго – жители снова начали враждовать с Ливонским орденом, и в конце XV века замок разорили. Уцелела только часть башни Святого Духа, служившая маяком. Постоянные стычки надоели магистру, и он переехал в Виланд. Согласно договору, Рижский замок снова восстановили – в XVI столетии. Вскоре Ливонский орден перестал существовать, и помещения стали занимать правители: польские, шведские, русские. Каждые владельцы расширяли и меняли замок в соответствии со своими взглядами.

Изначально строение использовалось как укрепительное сооружение, но позже здесь подписывали международные договоры, принимали иностранных гостей. Долгий период в Рижском замке даже находилась тюрьма. В 1922 году строение облюбовал президент Латвии и сделал его собственной резиденцией. Позже тут был и Совет народных комиссаров, и Дворец пионеров, и музей. Но с 1995 года внутри снова обосновалась резиденция главы государства.

Внешний облик

Рижский замок очаровывает сочетанием величия и простоты. В строении нет замысловатых переходов или лабиринтов. Оно устроено предельно просто – дело в военном назначении. Об этом напоминает толщина стен – примерно три метра. Украшают Рижский замок шесть массивных башен: Свинцовая, Эркерная, Пороховая, Северная, Трех звезд и Святого Духа.

Современное строение лишь отдаленно похоже на старинное. Когда-то сооружение располагалось на острове, созданном специально для него. От выстрелов пушек укрепление защищал земляной вал. Четыре корпуса окружали внутреннее пространство. По углам находились башни – две массивные и две поменьше. Все они сохранились. Перед укреплением располагался передний замок. Основными считаются две башни – Святого Духа и Свинцовая. В остальных были лесенные помещения.

Укрепленное трехэтажное сооружение перед замком (форбург) служило для хозяйственных потребностей. Жилые покои располагались на втором этаже – тут жил магистр ордена и рыцари, находились столовая и храм, зал собраний. Первый этаж отвели для обороны сооружения и создали там хозяйственные комнаты. По задумке третий этаж был без потолка. Пространство служило для стрельбы.

Долгое время внешний облик Рижского замка никто не менял. В XVII веке – в «шведский период» – затеяли реконструкцию. Сначала в северной части возвели дом генерал-губернатора. С востока пристроили склад боеприпасов. Спустя столетие склад оказался ненужным – его заменили строением губернских сооружений. Похозяйничали в здании и перед укреплениями, изменив планировку второго этажа. Крупные комнаты разбили на несколько маленьких, увеличили окна, а из одного этажа сделали два.

В XIX веке Рижский замок опять преобразился. В северной части решено было разбить сад, а башню Святого Духа отдали под обсерваторию. Правда, ради этого убрали заостренные шпили трех вышек. Прямо над конюшнями появилась пристройка – царские палаты с торжественным залом. В XX столетии Рижского замка последний раз коснулись существенные перестройки. Вестибюль форбурга стал более современным, появился гардероб. В северо-восточной части замка открыли праздничный зал для банкетов.

Гордость старинного замка

Рассматривая шедевр, сложно не обратить внимание на детали. Основные замковые ворота со стороны дворца украшены барельефами. «Мадонна с младенцем» – один из самых интересных. Стоит обратить внимание на Эркерную башню – она сделана в стиле раннего барокко. Сам Рижский замок считается образцом позднего классицизма.

Знакомство с внутренним наполнением

Сегодня в Рижском замке продолжает кипеть жизнь. Форбург заменил блок, возведенный в XVII-XIX столетиях. После советского периода здание нуждалось в ремонте. Когда провели строительные работы, в блоке разместилась резиденция президента, а оставшиеся помещения заняли музеи.

Первое помещение, куда попадают гости – вестибюль. Современный облик он получил еще в 40-х – над ним поработал латышский архитектор Эйжен Лаубе, который тяготел к романтизму. Выделяется большая дубовая лестница, путь от которой ведет в рабочие помещения президента. Лифт, расположенный в вестибюле, тоже старинный. Правда, изначально он был тросовый, но в 1995 году стал современным – гидравлическим. «Обертка» осталась прежней: ореховая древесина, зеркало и откидные кресла с обивкой.

Лифт поднимает гостей на второй этаж или перемещает в Синее фойе, ведущее в Белый зал. Когда-то в Рижском замке работал еще один лифт. Он поднимал в Башню Святого Духа. Латвийские деятели поднимались на нем, чтобы взглянуть на панораму прекрасной Риги или посмотреть фейерверк.

Весь первый этаж Рижского замка отдан главе государства. Чтобы пройти в его рабочий кабинет, нужно преодолеть ряд из четырех помещений – анфиладу. Каждая комната тематическая, но объединяет их общий стиль – бидермейер. Так называют ампир, наполненный духом домашнего уюта. «Зеленый салон» предназначен для ожидания и украшен латвийскими пейзажами, «Красный» отдан адъютанту президента, «Синий» занимает секретарь. Последнее помещение цепочки выделяется названием – «комната Эркера». Имя получено от восьмиконечной башни, которая располагается здесь же на углу.

Но самым величественным выглядит кабинет президента. Здесь сохранилась мебель еще довоенных годов – дубовый стол и стулья. Остальную создали, копируя старинные образцы. Деревянные панели, люстры в стиле барокко, шедевры латышских художников – реставраторы постарались полностью воссоздать интерьер прошлого.

Отпечаток минувших столетий несет и лестница Рижского замка. Реставрируя этот участок здания, стремились скопировать внешний вид XIX века. Ступеньки, созданные из бельгийского мрамора, менять даже не пришлось – они дожили до наших времен с 1862 года.

На втором этаже собрано несколько роскошных комнат: «Замковый салон», «комната Доротеи», залы – Гербовый и Золотой. Желаете взглянуть на историю Рижского замка, представленную в фотографиях? Ваш путь лежит в «Замковый салон». Помимо документальных фото, здесь собраны копии изображений замка, созданные в XVI-XX столетиях. «Комната Доротеи» посвящена известным людям прошлого – это галерея портретов. Можно часами рассматривать изображения правителей, судьба которых связана с Латвией.

Гербовый зал когда-то называли Красным. Но позже его украсили гербами городов и регионов Латвии, что повлияло на название. Над дверьми расположился большой государственный герб. С довоенного времени почти не изменился Золотой зал. Главная гордость помещения – пол, украшенный паркетом позолоченного цвета. На стенах – старинные пейзажи и портреты, а на потолке – люстра, созданная по образцу XIX века. В Золотом зале принимают известных персон.

На предпоследнем, третьем этаже – Синее фойе, Белый и зал аккредитации послов. На четвертом – Каретный домик и Зал праздников. Сегодня первый выполняет роль пресс-центра президента. До наших дней остался барельеф с изображениями лошадей.

Подземные тайны Рижского замка

В несколько направлений от здания ведут подземные ходы. Считается, что один из них объединял Рижский замок с портом, а остальные связывали с укрепительными сооружениями города. Однако большую часть тоннелей замуровали в XIX веке при сносе крепостных валов, а остальные – в советское время. Зато остались погребные помещения, которые задействовали во время войны. Считается, что отсюда и вели подземные ходы.

В башнях Рижского замка также находились казематы, где пытали врагов. Здесь были обнаружены орудия, использовавшиеся для пыток. Неприглядный этап истории здания связывают с XVII веком, когда здесь появилась тюрьма. Местные жители верят, что один из обитателей замка – призрак средневекового рыцаря. Рассказывают, что он разгуливает по ночам и двигает мебель.

Настоящее и будущее

В ближайшее будущее Рижский замок может смотреть с уверенностью – о нем заботятся. В 2012 году начали серьезную реконструкцию. Президент и его канцелярия на время переселились в Дом Черноголовых. Но в 2013 году случилось несчастье – сильный пожар. Был нанесен урон крыше, чердачному этажу и некоторым помещениям. Сгорела часть экспонатов музеев. До 2018 было запланировано восстановление былого величия Рижского замка.

Информация для туристов

Адрес: Pils laukums, 3.

Рижский замок принимает посетителей ежедневно с 10:00 до 17:00, по средам до 18:00. Стоимость входных билетов составляет 2 лата для взрослых и полтора лата для детей до 17 лет.


- второй и третий замки Ордена

(1330-54 и 1491-1515)

Тихо дремлет Рижский замок.
На соборах бьют часы.
В нише статуя босая держит мокрые весы.
Тень дрожит на циферблатах.
Здесь под цоканье подков
Карамзин гулял когда-то,
переулком брел Крылов...
(Отрывок из произведения С.Журавлева “Прогулки по Риге”)

Рижский замок являлся одной из резиденций магистра Ливонского ордена, наряду с замками Венден в Цесисе и Феллин в Вильянди. Резиденция магистра в Цесисе находилась в 1297-1330, 1429-1434, 1470-1471, 1481-1560 гг., а в Риге в 1330-1429, 1434-1470, 1471-1481 гг.

После того, как был разрушен первый орденский замок Виттенштейн , в 1330 г. Ливонский орден осадил Ригу. Защитники Риги оказали сопротивление, однако сильнее оружия оказался голод, заставивший рижан сдаться. Им пришлось уступить ордену часть городских укреплений с Песочной и Святодуховской башнями, а также обширный участок земли по ту сторону укреплений, где находились городские пастбища и огороды. На участке земли, на котором прежде находился Госпиталь Св. Духа, Орден построил свой новый замок. Госпиталь же рижский магистрат перенес на бывшее место замка Виттенштейн.

Второй, т.н. замок Монгейма на берегу Даугавы был построен с 1330 по 1354 гг. под руководством строительного мастера Дитриха Крейге, который строил и Дом Черноголовых в Риге. В день летнего солнцестояния 1330 г. магистр ордена Эберхард фон Монгейм заложил первый камень в фундамент будущего замка.

Замок типа кастелла представлял собой 3-этажный блок, опоясывающий квадратный в плане двор. В нижнем этаже были хозяйственные помещения, на втором - жилые и репрезентационные помещения: кельи орденских братьев, резиденция магистра, помещения для собраний, трапезная, капелла. В эти помещения можно было попасть с открытой галереи. У замка имелись маленькие квадратные башни с лестницами. Место для замка было удачным. Отсюда можно было контролировать суда, заходившие с моря в Даугаву. Кроме того, находясь за пределами городской крепостной стены, новый замок был менее уязвим в случае повторного нападения рижан.

В 1481 г. вооруженная борьба вспыхнула с новой силой. Орденская пушка “Лев” обстреливала город, а пушка рижан “Ворон” - Свинцовую башню. 10 апреля 1484 г. рижане возобновили блокаду Рижского замка, взяв его в столь плотное кольцо, что, говоря словами старинной хроники, “даже вороне туда было не проникнуть”. Истощенные голодом и болезнями, защитники замка вынуждены были сложить оружие 18 мая. В замке осталось только 10 здоровых рыцарей со слугами, которые питались кониной. Прочие защитники замка были больны, с распухшими телами, и выглядели омерзительно, по словам хронистов.

Второй орденский замок постигла та же участь, что и первый. Через три дня магистрат провозгласил, что любой, старый или молодой, может свободно принять участие в сносе Рижского замка. Три дня подряд рижане яростно крушили стены и башни. Кирпич подбирала городская беднота, а более крупные камни в дальнейшем нашли применение в качестве корабельного балласта. 17 июня рижане закончили снос замка и продавали замковые кирпичи по 4, 5 и 6 шиллингов за сотню.

В 1491 г. орден, оправившись от удара, в свою очередь осадил Ригу. Город, будучи не в силах оказать сопротивление, капитулировал. Рижанам пришлось вернуть все орденское имущество и трофеи, захваченные в ходе военных действий, а также построить новый орденский замок. Магистр ордена Вальтер фон Плеттенберг потребовал, чтобы замок построили за шесть лет, и чтобы он был еще более мощным, чем предыдущий. Считается, что он сам начертал общий план замка в виде четырехугольного здания с угловыми башнями.

Строительство нового замка было завершено в 1515 году под руководством мастера Никельса (Никлааса) из Ревеля (Таллинна). Строительство замка пришлось на последние годы существования Ливонского ордена. Монументальность сооружения должно было внушать убеждение в силе и могуществе Ордена. Наружный облик замка типа кастелла был строг и суров, замок стал самым крупным замком этого типа в восточной Прибалтике. Этот строительный тип замков сформировался в Восточной Пруссии в замках Тевтонского ордена и окончательную завершенность получил в Прибалтике, в частности, в Рижском замке.

Почти кубическое по форме здание было укреплено мощными круглыми башнями Св. Духа и Свинцовой, размещенными в противолежащих углах. Башня Св. Духа, была ранее одной из башен рижских укреплений, пока в начале XIV в. магистр Ордена не распорядился пристроить к ней замок, демонстрируя тем самым свою власть над городом Ригой. Крепостных стен больше не существует, а башня так и осталась в ансамбле Рижского замка. Имеются сведения, что башня в те времена служила маяком.

Замковые окна были обрамлены стрельчатыми арками, стены третьего этажа, предназначенного для обороны, прорезаны множеством бойниц. На первом этаже размещались хозяйственные службы, на втором - покои магистра ордена, дормиториум (почивальня братьев Ордена) и капелла, имевшие крестовые своды. К ним примыкали парадные залы и трапезная, достигающие в высоту 7 м и перекрытые сотовыми (ячеистыми) сводами. Проезд в замок, перекрытый звездчатыми сводами, был украшен рельефными фигурами магистра Ордена Вальтера фон Плеттенберга и Мадонны с младенцем (ок. 1515 г.), в трактовке которых ощущается влияние Ренессанса. Изображение св. Девы считается самой выразительной в художественном отношении каменной скульптурой того времени в Риге.

После падения государств Ливонского ордена последний магистр Ордена Готард Кетлер стал первым герцогом Курляндским и губернатором Задвинского (Пардаугавского) герцогства, подчиненного Польше, избрав в качестве резиденции Рижский замок. В 1566 г. администратором Задвинского герцогства был назначен Я. Ходкевич. Замок служил резиденцией польской администрации (1578-1621) - в замке жили польские старосты, здесь находился гарнизон и комендант замка. Замок также сохранил свое значение крепости, для его обороны предназначалось 300 всадников и несколько пушек.

В 1621 г. Рига перешла под власть шведов, и до XVIII в. в Рижском замке располагалась резиденция шведской администрации (1621-1710), военных наместников и генерал-губернаторов. Рига в Шведском государстве играла весьма ощутимую роль, а Рижский замок как место обитания местного правителя был объектом репрезентации королевской власти. Поэтому, после потерь в Германии, Дании и Польше, укрепив свои позиции в Ливонии, королева Кристина возлагала большие надежды на строительство города, замка и Цитадели.

В 1649 г. на месте форбурга (предзамка) в западной части замка был построен новый двухэтажный каменный корпус (архитектор Ф. Штимер), акцентированный угловым эркером, покрытым на всю свою высоту барельефами с хрящевидным декором (кнорпельверк, работа немецкого скульптора Даниеля Аккермана) в стиле маньеризм с элементами раннего барокко. Это был самый первый эркер в архитектуре Латвии. Характерная для маньеризма орнаментика эркера имеет символы геральдики шведского королевского дома и государства. Например, в верхней полосе рельефов имеется герб династии Ваза - связанный сноп в центре композиции, по краям дополненный государственным гербом - тремя коронами. На рельефах нижней полосы изображены вооруженные стражники, портрет Густава II Адольфа, и весьма вероятно, что среди композиций остальных гротескных рельефов один образ претендует на портретное сходство с самой королевой Кристиной. Существует легенда, что этот эркер и распорядилась построить королева Кристина.

На протяжении веков изменялись и окрестности замка. В начале XIV столетия он был окружен оборонительным рвом. В XVI веке замок укрепили земляным валом и бастионами, а шведы построили севернее замка еще одну крепость - цитадель, объединив ее с замком и бастионами в единую оборонительную систему. Они же в 1682 г. пристроили к замку с восточной стороны длинное здание арсенала и расширили находившийся на северо-западе форбург. После 1670 г. цитадель была значительно расширена и превратилась в самостоятельную крепость. После создания Цитадели наполненный водой замковый ров был засыпан для создания "оборонительной дистанции". Площадь, которая образовалась после засыпки, и которую все еще называли замковым рвом, была пригодна для застройки. По военным соображениям здесь, как и в предместье, разрешалось строить только деревянные здания. В начале XVIII века так же были засыпаны оборонительные рвы между замком и городом.

После капитуляции Риги в 1710 г. и включения в состав Российской империи в 1721 г. в Рижском замке была резиденция генерал-губернатора. С 1796 г. Рига стала центром Лифляндской губернии, а Орденский замок - резиденцией российского генерал-губернатора (1710-1917). В замке также расположились губернские административные и судебные учреждения Лифляндской губернии.

Наиболее значительные перестройки в замке были произведены в конце XVIII и в первой половине XIX века. В 1783 г. снесли построенный шведами арсенал и вместо него со стороны нынешней площади Пилс, вдоль северо-восточной стены замка к 1785-87 гг. был пристроен трехэтажный корпус (т.н. Новый корпус) для нужд губернского управления, выдержанный в формах раннего классицизма (арх. П.И. Бокк), а впоследствии, в XIX в. был достроен и четвертый этаж. В этом корпусе находились присутственные места губернского управления. В ходе перестроек были разделены просторные двухнефные залы, сломаны некоторые сводчатые перекрытия, кое-где встроены промежуточные этажи. Новый корпус соединил основной корпус с предзамковыми строениями.

В XIX в. неоднократно перестраивался и форбург, где разместили так называемые царские покои и квартиру губернатора. Во времена генерал-губернатора Александра Суворова-Рымникского (1848-1861) в Рижском замке почти полностью был реализован проект петербургского архитектора, академика Харалда Юлиуса Боссе (1812-1894) по перестройке парадной лестницы, а также проведена реконструкция Белого зала. В Рижском замке некоторое время (1801-1803) служил секретарем генерал-губернатора князя Сергея Голицына известный баснописец И.А.Крылов, копия портрета которого кисти К. Брюллова украшает Голубой салон Рижского замка, где ныне рабочее место секретаря Президента Латвии.

Территория возле замка, ранее прорезанная рвом, постепенно заселялась ремесленниками и другим небогатым людом, строившим себе там небольшие деревянные жилища. В 1783 г., одновременно с перестройкой замка, эти дома были снесены и на их месте образована просторная площадь (ныне площадь Пилс). За короткий срок вокруг нее выросли новые общественные здания - императорский лицей и гостиница “Петербург”. В южной части площади, где раньше находился мост через ров, были построены католическая церковь с приходом, а также несколько жилых домов. В таком виде замок с площадью олицетворяли государственную власть великодержавной России.

10 октября 1814 г., по инициативе рижского генерал-губернатора маркиза Паулуччи на Замковой площади состоялась закладка первого камня на месте будущего памятника в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. В закладке принял участие и генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли. 1 (15 сентября) 1817 г. на площади была воздвигнута колонна Победы высотой 15,83 м из гранита, увенчанная металлической Богиней Победы. Памятник создавал знаменитый архитектор Дж. Кваренги (1744-1817), автором скульптуры Победы был Б.И. Орловский, в бронзе отливал мастер Екимов. Сама колонна была вытесана известным русским ваятелем С.К. Сухановым, среди работ которого была также Александровская колонна в Петербурге.

Во время 1-й мировой войны, когда в 1915 г. немецкие войска подошли к городу, металлические детали колонны сняли и эвакуировали в глубь России. Без украшений колонна простояла до 1938 г., когда она была демонтирована, разобрана на части и более не восстановлена. Рижский купец С.И.Шутов (1806-?), автор мемуаров “Рассказы о прошлом в г. Риге” вспоминал: “По окончании уроков бегали мы, бывало, всякий день смотреть на огромную, разрытую яму на площади против замка. Тут выводили фундамент для памятника 1812 г. Помнится мне, что тогда же рассказывали, что на том месте, где ныне поставлен этот памятник, когда-то был проведен ров, некогда окружавший замок, что место под колонну пришлось как раз на бывшем рву, и потому приходилось производить огромные фундаментные работы, чтобы колонна могла получить надлежащую устойчивость”.

В 1938 г. Рижский замок стал резиденцией Президента Латвийской Республики. В это время интерьер замка подвергся перестройкам. В предзамковом корпусе были созданы новые репрезентативные залы, в частности, т.н. Красный зал на чердачном этаже. Авторами их архитектурно-художественного оформления были архитектор Э. Лаубе, художник Я. Куга, мастер прикладного искусства А. Цирулис и др. Тогда же в центре здания появилась и пятая замковая башня с использованием элементов барокко, которая должна была, по замыслу, символизировать “эпоху единства народа”. Все осуществляемые в замке перестройки пощадили средневековое планировочное ядро здания.

С 1940 до февраля 1941 г. в замке разместился Латвийский Совет народных комиссаров, в феврале 1941 г. в северной части замка был открыт Дворец пионеров.

В советские времена в замке располагались Рижский Дворец пионеров, Музеи зарубежного искусства ЛССР, Музей истории литературы и искусства ЛССР и Музей истории ЛССР. Бывший замковый сад, разбитый в XIX в., использовался для выставок скульптур. Бывшие конюшни замка были также переоборудованы, там разместили выставочный зал скульптур, а на бастионе Горна, обращенном к Даугаве, открыли летнее кафе. Фрагментарная реставрация 1960-х гг. раскрыла в подвальном этаже массивные готические своды и высокие окна в парадных покоях верхних этажей.

11 ноября 1988 г. на башне Св. Духа был поднят латышский национальный флаг. В настоящее время в южной части замка размещаются экспозиции музея зарубежного искусства, музея Истории Латвии и музея литературы и истории искусства имени Райниса. Музей истории Латвии был основан еще в 1869 г. при Рижском Латышском обществе, сменил много названий и помещений, пока не получил названия Музея истории Латвии и не обосновался в Рижском замке. Сегодня в нем более полумиллиона единиц хранения. Старинные своды музейных помещений, являясь интересным образцом средневекового зодчества, дополняют число тех немногих памятников готической архитектуры, которые еще сохранились в Риге. С 12 июня 1995 г. и по сей день в замке по адресу: площадь Пилс 3, расположена официальная резиденция Президента Латвии. В настоящий момент им является Вайра Вике-Фрейберга.

Источники информации:

“Энциклопедия Рига” Рига, Главная редакция энциклопедий 1989
Ю.М. Васильев “Рига. Памятники зодчества” Рига, “Лиесма” 1971
Ю.М. Васильев и др. “Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония. Справочник-путеводитель” М., “Искусство” Лейпциг “Эдицион” 1986
С.Циелава “Искусство Латвии” Л., “Искусство” 1979
З. Эргле С.Циелава “О чем рассказывают дома и улицы Старой Риги” Рига, “Лиесма” 1971
“Рига. Очерки по истории города” Рига, “Лиесма” 1967
Г. Курпнек “Рига. Мозаика в ритмах времен” Рига, “Авотс” 1986
А. Холцманис, А. Янсонс “Старая Рига” Рига, “Авотс” 1988
С. Журавлев “Русские писатели в Лифляндии и Курляндии. (2-я половина 19-го века)” Рига, “Улей” 1995
I. Sterns “Latvijas vesture 1290-1500” Latvija; “Daugava” 1997
V. Veilands “Latvija kabata” R., 1995
http://www.president.lv/index.php?pid=1211

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то