Мечеть в дамаске. Мечеть омейядов - большая мечеть дамаска. Внутреннее убранство мечети

Цитадель.

Строительство цитадели началось в 1076 году. В то время цитадель была резиденцией правителя, где находились его покои, казармы, гвардия, склады, монетный двор, тюрьма, мечеть и семейные могилы. Лишь дважды в год по великим религиозным праздникам правитель покидал крепостные степы, чтобы посетить главную святыню города - мечеть Омейядов.
Нынешний облик цитадель обрела в XIII в., когда ее укрепил султан Малик Адиль – брат Салах ад-Дина. Укрепляли и перестраивали цитадель 12 лет. Но все было разрушено во время монгольского нашествия в 1260 г.

При султане Бейбарсе крепость возродили, но в 1400 г. при нашествие Тамерлана, она опять сильно пострадала.
С тех пор ее не восстанавливали. До 1985 г. здесь располагалась тюрьма. В последние годы здесь ведутся восстановительные работы и раскопки.
Рядом с цитаделью и входом на крытый рынок расположен памятник Саладину – легендарному султану, который начал победоносную войну с крестоносцами.
Рядом с цитаделью и памятником находится вход в Старый город и знаменитый рынок Хамидия (Сук аль-Хамидия) .


Рынок Хамидия. Утро.


Рынок Хамидия. Вечер.

Когда-то здесь были городские ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы), но в 1864 г. из разобрали. Рынок назван в честь османского султана Абдул-Хамида II, при котором в 1885 году рынок накрыли железной крышей. Место это издревле было торговым.


Bakdash Ice Cream.Дамаск. Сирия.
Не пройдите мимо Bakdash Ice Cream – это одно из самых известных мороженых в Сирии, магазин-кафе был открыт на Хамидии в 1885 году. Густое и эластичное мороженое делают из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, сверху посыпают фисташками. Мороженое настолько густое, что мороженщики непрестанно вымешивают мороженое, отбивая ритм.

В конце улицы-рынка возвышаются 12-метровые колонны, поддерживающие фрагмент фронтона – это то, что осталось от древнеримского храма Юпитера , возведенного в III в.

Храм Юпитера. Дамаск. Сирия.

Мечеть Омейядов считается одной из самых знаменитых мечетей мира.


Наружные стены мечении были застроены домами, которые начали сносить еще османские власти. Однако когда турки ушли, хозяева домов вернулись и отстроились заново. В 80-е гг. мечеть опять расчислили от домов и устроили небольшую площадь.


На площади перед Мечетью Омейядов. Дамаск.

Стена, окружающая мечеть очень старая. С давних времен здесь строили храмы.


Стена вокруг мечети Омейядов.

Сначала арамейцы воздвигли святилище своему богу Хададу, потом римляне – храм Юпитеру Дамасскому, в IV в. византийский император Феодосий возвел базилику Св. Захария, в 635 году храм разделили на две части – христианскую и мусульманскую.
В 708 г халиф Валид, желая построить в Дамаске мечеть, достойную его династии, конфисковал собор Св. Иоанна, в котором мусульмане и христиане молились бок о бок в течение 70 лет - одни в западной половине, другие - в восточной.
Для возведения мечети были привлечены талантливые архитекторы и ремесленники со всех концов страны, использованы лучшие материалы. Мечеть Омейядов должна была олицетворять славу и могущество арабского государства, поражать роскошью и красотой убранства.


Северный минарет или минарет Невесты относится к 705 г., но его верхняя часть достроена позже. Юго-восточный минарет Исы, т.е. Иисуса возведен в 1347 году на руинах башни храма Юпитера. Согласно легенде, по этому минарету спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Юго-западный минарет Мухаммеда построен тоже на месте древней башни до XII в.
11 раз мечеть страдала от крупных пожаров, последний из которых был в 1893 г. Каждый раз мечеть восстанавливали.

Вход для туристов находится с левой стороны. Здесь же можно купить билет (50 SP), женщинам получить темные накидки (обнаженные плечи, руки и голова не допускаются). При входе в мечеть и женщинам и мужчинам надо снять обувь.

Изящное сооружение на восьми колоннах - Куббат аль-Хазна - сокровищница, в которую нет хода непосредственно с земли (787 г.) Как-то раз в одной из сокровищниц была совершена кража хранившихся там «под защитой Аллаха» казенных денег, с тех пор стали строить сокровищницы без входа с земли.


В центре двора - Куббат ан-Нофара - фонтан для омовений с бассейном (1200 г.; купол - XVIII в.).


Стены мечети украшены фаянсовыми изразцами и мозаиками (VIII-XIII вв.) В молельном зале 22 двери, два ряда коринфских колонн делят зал на три нефа.



В стене зала имеются богато украшенные ниши, называемые «михраб» . Первоначально михраб был почетным местом для халифа, позднее стал просто обозначать киблу - направление к Мекке, куда должны быть обращены лица молящихся.


Мечеть Омейядов.Михраб. Дамаск. Сирия.


Омейяды ввели в мечетях минбары - кафедры для чтения Корана и произнесения проповедей. Высокий минбар, имеющий лестницу, обычно находится слева от михраба.
В молельном зале находится рака Св. Иоанна Крестителя.


Мечеть Омейядов. Рака Св. Иоанна Крестителя.

Здесь покоится голова святого, которая, согласно легенде, была найдена в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. Если верить преданию, то халиф Валид хотел убрать эту раку и даже сам стал выкапывать голову, но, коснувшись черепа, оцепенел, поверив в чудо халиф решил оставить христианскую реликвию на месте. Это место одинаково почитается как христианами, так и мусульманами. Святой Иоанн Креститель в мусульманской традиции – пророк Яхья.


Рядом находятся византийские колодец и купель.
В портике восточной стены находится святилище, где покоится голова Хусейна - сына четвёртого "праведного халифа" Али. Это место паломничества шиитов. Внутри помещения - две урны; в одной - голова Хусейна, убитого омейядскнми солдатами в 680 г. в битве при Кербеле (Ирак), во второй - прядь волос Пророка.



В том же дворе, где вход для туристов находится Мавзолей Салах ад-Дина - легендарного арабского султана, полководца, начавшего победоносную войну с рыцарями-крестоносцами, которого европейцы называли Саладином.

Открыт 9.00-16.00 без выходных


Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите в 1138 году (современный Ирак). По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги.
В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, поддержал второго сына Зенги, будущего объединителя Сирии Нур ад-Дина и помог ему завоевать Алеппо. Таким образом, Саладин воспитывался при алеппском дворе, он получил образование в лучших традициях мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга и являлся оплотом халифов-еретиков.
В 1164 году Нур ад-Дин решает послать в Египет корпус, чтобы помочь Фатимидскому государству отразить вторжение крестоносцев. Корпус возглавил Ширкух, вместе с которым отправились его брат Айюб и его сын Салах ад-Дин. После нескольких лет, проведенных в битвах, Ширкух стал визирем при халифе Фатимидов, но в 1169 году он скоропостижно умер. Ему наследовал Саладин.
После того, как умер фатимидский халиф Адид в 1171 году и Нур ад-Дин в 1174 году, власть над Египтом и Сирией сосредоточилась в руках Салах ад-Дина.
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. А в 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Алеппо.
Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), состоящей из конных лучников и конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Салах ад-Дин непрестанно воевал с крестоносцами. В 1187 г. состоялась решающая битва под Хиттином между христианами и мусульман. Саладин долго избегал боя, обстреливая крестоносцев из луков. Под палящими лучами солнца рыцари жарились в своих тяжелых доспехах. Когда они дошли до предела, Салах ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Мало кому из крестоносцев удалось уцелеть или избежать плена. Даже король Иерусалимского королевства Гвидо Лузиньян попал в плен, но был с почестями отпущен под клятву никогда больше не поднимать меч против мусульман (которую тот впоследствии нарушил). Также в плен был взят великий магистр ордена тамплиеров – Рейнальд Шатильонский, которого Саладин собственноручно казнил.
После сражения под Хиттином победы Салах ад-Дина следовали одна за другой, в том числе Саладин захватил Иерусалим и провел ритуал его очищения, при этом проявив великодушие к христианам. Горожане были отпущены за выкуп, кто не смог заплатить выкуп были обращены в рабство.
Такой поворот событий озадачил христианскую Европу.
Состоялся очередной крестовый поход, одним из предводителей которого был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали также король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I. Ричард Львиное Сердце отвоевал часть городов и крепостей у Саладина. Среди них была Акра, когда мусульманский гарнизон капитулировал без разрешения Саладина. Ричард I предал смерти 2000 заложников. Салах ад-Дин был огорчен суровостью противника, он сам в таких случаях отдавал пленников в рабство.
Но это не помешало ему устроить брак своего младшего брата и сестры Ричарда I, после чего в ноябре 1192 г. был заключен мир, по условиям которого внутренняя территория Сирии признавалась мусульманской с правом беспрепятственного прохода христиан-паломников, а Палестина делилась приблизительно поровну.
История подтвердила, что со стороны Салах ад-Дина это был мудрый шаг, позволивший арабам закрепиться на отвоеванных территориях и подготовиться к дальнейшему наступлению на владения крестоносцев.
Салах ад-Дин умер в марте 1193 г. от лихорадки в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Его могила - одно из почитаемых мусульманами мест. Он прославился как выдающийся полководец и защитник ислама, как покровитель просвещения, основавший в Египте и Сирии школы и семинарии.


Улицы Старого Дамаска.


Улицы Старого Дамаска.

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала - в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705-715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода - мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева - колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов - ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот - халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река - по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах - замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы - от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев - кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб - ниша для молитвы, мимбар - кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них - михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов - построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами - этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета - высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву - явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний - минарет Невесты, или аль-Арук (XI-XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет - башня Мухаммеда, или аль- Гарбия - был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.

Эпоха правления Омейядов (661 — 750), первой династии Арабского халифата, ознаменовалась полной победой ислама на огромной территории от до Афганистана. Земли, которые веками находились в орбите греко-римской, а затем византийской культуры, за считанные годы стали частью совсем другого мира. Это стало возможным только благодаря взвешенной политике первых халифов, которые терпимо относились к христианам и иудеям и охотно заимствовали у покоренных землях достижения местной культуры.

Кочевники-арабы не имели никакого представления о монументальную архитектуру; мусульмане молились под открытым небом, а первые мечети представляли собой просто огороженные дворы. Однако, столкнувшись с городской культурой Ближнего Востока, халифы осознали ее многочисленные прелести и пожелали утвердить победу ислама строительством впечатляющих культовых памятников. Лучшие мастера Персии, независимо от своего вероисповедания, были привлечены к увлекательному процессу создания новой архитектуры.

Ценной достопримечательностью эпохи стала мечеть Омейядов (Джам Бани Умай), построенная в новой столице империи, городе Дамаске (Сирия) в 715 году. Место, на котором возвели мечеть, считалось священным уже две тысячи лет. В I тысячелетии до н. э. здесь стоял арамейский храм бога Хадад; в римскую эпоху на его месте возвели храм Юпитера. Император Феодосий велел его разрушить и построить христианскую церковь Иоанна Крестителя. Когда Дамаск захватили мусульмане, они не уничтожили церковь и не отобрали ее у христиан, а молились в храме вместе с ними, потому что почитали Крестителя под именем пророка Яхья. Однако затем халиф аль-Валид I выкупил церковь в христианской общины, велел разобрать и возвести на ее месте мечеть.

В полном соответствии со вкусами первых мусульман мечеть Омейядов представляет собой открытый прямоугольный двор, в котором могут разместиться многие сотни верующих. Однако периметр этого двора украшен двухъярусной колоннадой, выполненной в византийских формах, а в направлении Мекки высится огромный трехнефный молитвенный зал, мало отличается от византийской базилики. Греческие мастера покрыли наружные стены и галереи зала замечательными мозаиками, которые по своей стилистике еще ​​ничем не напоминают арабское искусство. Кипарисы, цветы и птицы, пейзажи городов с куполами и колоннадами словно сошли с православной иконы, а золотой фон мозаики, меняется и мерцает под южным солнцем, заставляет вспомнить стены церквей Равенны и Константинополя.

Мусульмане очень почитают давнюю святыню. Они утверждают, что в ней хранится настоящая глава Иоанна Крестителя и именно здесь появится на землю во время второго пришествия пророк Иса, которого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Мечеть Омейядов в Дамаске на карте

3 104

В эту мечеть мы попали случайно, прогуливаясь по старому Дамаску. Мечеть Омейядов в Дамаске или по другому Большая мечеть в Дамаске – одна из самых почитаемых и древнейших в мире. Отсюда транслируются проповеди по телевидению на всю Сирию. Мечеть могут посещать туристы независимо от вероисповедания, чем собственно мы и воспользовались.

Что представляет собой мечеть Омейядов в Дамаске

Мечеть огромна. Она окружена высокими стенами, попасть за которые можно через одни из четырех ворот. При входе надо обязательно снять обувь, которую можно оставить здесь же, как сделали мы, или же взять с собой. За вход с немусульман взимают небольшую плату, но насколько мне помниться, мы прошли, не платя денег, хотя могу и ошибаться.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Внутренний двор. Видео

Пройдя в одни из ворот, Вы попадете во внутренний двор, который вымощен гладкими плитами. В жару они разогреваются, и ходить босиком по ним горячо, в январе же, когда мы посетили это место, было наоборот очень холодно ступать по этим плитам даже в носках. На дворе находится фонтан для омовения, которое осуществляют перед намазом.

Около стены стоит внушительных размеров повозка: по одним источникам, это таранное устройство, которое осталось после штурма Дамаска Тамерланом, по другим, это боевая колесница времен Древнего Рима. Кстати, в римскую эпоху на месте этой мечети стоял храм Юпитера, а в византийскую эпоху – христианская церковь.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Молитвенный зал. Видео

Со двора Вы попадаете в молитвенный зал внушительных размеров. Пол выстлан узорчатыми коврами, рисунок которых размечает места для намаза.

Удивляет и располагает раскрепощенное поведение людей: прихожане сидят или даже лежат на полу, читают, фотографируют, общаются. Около стен стоят шкафы с книгами, видимо, их можно брать и читать.

  • Один из трех минаретов мечети назван в честь Иисуса. Мусульмане почитают Иисуса как пророка, но не принимают что Он Сын Божий. Согласно пророчеству, Иса (так мусульмане называют Иисуса) спустится по этому минарету на землю перед Страшным судом. Иисуса ждут, и имам каждый день меняет ковер перед минаретом, на этот ковер должна ступить Его нога.
  • В центре молельного зала находится могила еще одного известного христианам пророка – Иоанна Крестителя. Вернее здесь захоронена голова Крестителя. Нашли ее, когда строили эту мечеть на месте христианского храма. Мусульмане так же, как христиане, почитают Иоанна Крестителя, называя его Яхья. С этой реликвией дело неясное по сей день: голов пророка и их фрагментов несколько. Они находятся и во Франции, и в Италии, и в Нагорном Карабахе, и в Греции на Афоне. Исследователи насчитывают целых двенадцать.
  • Мечеть Омейядов в Дамаске – место погребения праха Салах ад-Дина, известного талантливого полководца и мусульманского лидера XII века.

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске - старейшем городе Сирии.

Исторические предпосылки

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии - городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов. Левант - это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др.

После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение - христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города. Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году - римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

Мечеть Омейядов (Дамаск). Хроники

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя.

Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Пророчество башни

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. особенно славится Мечеть Омейядов.

Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер. Напротив минарета Иисуса расположен минарет Невесты или аль-Арук. На западной стороне находится минарет аль-Гарбия, который был построен в XV веке.

Внутреннее убранство мечети

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

Интерьер мечети не менее прекрасен. Стены инкрустированы мрамором, а на полах простираются ковры. Всего их насчитывается более пяти тысяч. Молитвенный зал имеет внушительные размеры. Его длина 136 метров, а ширина - 37 метров. Весь он покрыт деревянным настилом, по его периметру возвышаются коринфские колонны. Центр зала занимают четыре расписные колонны, поддерживающие огромный купол. Особую ценность представляют собой росписи и мозаика на колоннах.

Усыпальница Яхьи

Южную сторону молельного зала занимают четыре михраба. Одна из главных святынь мечети - усыпальница Хусейна ибн Али, который по легенде был внуком пророка Мухаммеда, находится в восточной стороне двора. Вход к реликвии скрыт за маленькими дверями в глубине двора. Усыпальница находится в часовне Хусейна. Согласно легенде, внук пророка был убит в битве при Кербеле в 681 году. Отсеченную голову Хусейна преподнесли правителю Сирии, который распорядился повесить ее на том самом месте, где когда-то висела голова Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода. Легенда гласит, что птицы после этого начали издавать печальные трели и все жители без устали плакали. Тогда правитель раскаялся и отдал приказ заключить голову в золотую гробницу и поместить ее в склеп, который позже оказался в мечети. Мусульмане утверждают, что в усыпальнице также находятся которые он обрезал, когда в последний раз посещал Мекку.

Гробница Иоанна Крестителя

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар. По словам архимандрита Александра Елисова, в гробнице находится только часть головы Иоанна Крестителя. Остальные части мощей скрываются в Афоне, Амьене и в храме Папы Сильвестра в Риме.

К северной части мечети примыкает небольшой сад, в котором находится гробница Салах-ад-Дина.

Испытания

Как и любая другая святыня, Мечеть Омейядов прошла через множество испытаний. Отдельные части ее несколько раз горели. Пострадала мечеть также и от стихийных бедствий. В 1176, 1200 и 1759 годах на город обрушались сильнейшие землетрясения. После окончания правления династии Омейядов на Сирию несколько раз совершали опустошительные набеги монголы, сельджуки и османы. Несмотря на все трудности, единственным сооружением, которое быстро восставливалось и радовало своих прихожан, была Мечеть Омейядов. Сирия по сей день гордится нерушимой силой этого уникального памятника культуры.

Правила нахождения в мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск) - гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу. Туристы за небольшую плату могут посетить Мечеть Омейядов (Сирия) в любой день кроме пятницы. При входе в мечеть следует снять обувь. Ее можно отдать на хранение служителям за дополнительную плату или носить с собой. Для женщин предусмотрена специальная одежда в виде черных накидок, которая также выдается при входе. Следует учитывать, что в Сирии практически всегда очень жарко, поэтому в мечети порой раскаляется до предела. Босиком по такой поверхности практически невозможно передвигаться, поэтому лучше захватить с собой носки.

Мусульмане со всего мира стремятся хоть раз посетить Мечеть Омейядов (Сирия). В Дамаске это наиболее людное место.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то