При строительстве египетских пирамид каменные блоки поднимались. Когда и как построены пирамиды Египта? Что мы узнали

Этим летом наконец-то состоялся мой долгожданный отдых в Египте. Конечно же, достопримечательностей в этой стране не так уж и много, но все это уходит на второй план, когда видишь знаменитые египетские пирамиды . Честно говоря, когда я впервые их увидела, то была поражена тем, насколько они огромные . Нет, конечно, я знала, что пирамиды достаточно большие, но чтобы настолько! Кроме того, для меня был интересен тот факт, что многие из них сохранились настолько хорошо, что сложно найти где-либо отвалившийся камушек или что-нибудь еще.

Как были построены пирамиды

На протяжении нескольких столетий ученые достаточно глубоко изучали историю Египта и, соответственно, историю построения пирамид. Но по сей день не найдено точной версии того, кто и как их построил . Некоторые из исследований ученых длились на протяжении нескольких лет, но в итоге все они приводили в тупик.

Самой большой загадкой остаются три пирамиды:

  1. Пирамида Хуфу.
  2. Усыпальница Хефрена.
  3. Пирамида фараона Микерина.

Эти три сооружения получили название «Великие пирамиды», так как они являются самыми масштабными и красивыми по сравнению с остальными.


Во время нашей экскурсии гид рассказывал нам о том, что пирамиды построены настолько идеально, что даже с самой современной техникой общество не смогло бы сделать что-то подобное . Все это время, пока мы слушали занимательные истории о том, кто похоронен внутри этих пирамид, в моей голове постоянно крутилась мысль: как же должны были быть сильны и умны те люди, которые занимались строительством этих египетских пирамид.


Некоторые ученые говорят, что пирамиды помогали строить инопланетяне, а другие утверждают, что люди, которые жили пару тысячелетий назад, сами по себе обладали какими-то сверхъестественными знаниями. Но, кстати, интересно то, что чем меньше возраст пирамиды, тем хуже она построена . Что же это получается, люди со временем забывали, как правильно строить пирамиды? Непонятно…

Тайны и загадки египетских пирамид

Я всегда думала, что пирамиды были построены для погребения в них египетских фараонов и прочих важных для страны личностей. Но по рассказам нашего экскурсовода оказалось, что в некоторых пирамидах нет никаких вещей, которые говорили бы о том, что там был кто-то погребен. Самое интересное, что даже каких-то принадлежностей, которые обычно клались в египетские усыпальницы, в некоторых пирамидах нет, только лишь различные статуи и рисунки на стенах. Некоторые египтологи уверены, что гробницы были разграблены, но вот мне совершенно непонятно, зачем ворам понадобились мумии умерших людей.

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды?

Как строили пирамиды?

Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени поднять и установить на свое место миллионы блоков? Это не преувеличение: одна только пирамида Хеопса содержит их 2 300 000. Блоки из известняка имеют вес от 2,5 до 15 тонн. С древнейших времен и до наших дней многие исследователи искали ответ на этот вопрос.

В вопросе о строительстве пирамид, естественно, нельзя обойтись без свидетельства посетившего Египет в 425 году до н. э. «отца истории» Геродота. Он предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. «Используемый метод заключался в том, чтобы строить шагами, или, как некоторые называют, – рядами или террасами. Когда построение основы было закончено, блоки для следующего ряда выше основы поднимались от основного уровня приспособлениями, сделанными из коротких деревянных рычагов; на этом первом ряде имелось другое, которое поднимало блоки на один уровень выше, таким образом, шаг за шагом блоки поднимались все выше и выше. Каждый ряд или уровень имел собственный набор механизмов одного и того же типа, которые легко перемещали грузы с уровня на уровень. Завершение построения пирамиды начиналось с верху, с самого верхнего уровня, продолжалось вниз и заканчивалось самыми нижними уровнями, находящимися ближе к земле».

Упоминание Геродотом «деревянных машин» придало импульс одному из направлений исследований. Итальянский египтолог Освальдо Фалестиеди считает, что остатки одной из таких машин нашли в XIX веке при раскопках храма царицы Хатшепсут. Он сумел восстановить древнее устройство, и оно заработало!

Сконструированная Фалестиеди машина напоминает колыбель: внутри деревянного каркаса помещается обвязанный веревками каменный блок, который раскачивается при помощи специальных клиньев. С помощью такого раскачивания, убежден изобретатель, древние египтяне поднимали многотонные камни. Открытие Фалестиеди апробировали японские и американские инженеры и археологи, подтвердившие правоту итальянца. Теперь Фалестиеди вместе с инженерами из Туринского политехнического института собирается создать действующую модель устройства, которое сможет поднимать камни весом до сорока тонн.

Но не только Фалестиеди вдохновили слова Геродота. Американец Рон Уайетт сконструировал свой вариант подъемной машины. Очевидная простота устройства, сам принцип работы и многие другие свойства данной конструкции делают этот механизм чрезвычайно похожим на тот, который был описан Геродотом и который использовался древними египтянами при построении пирамид.

Интересной гипотезой является версия о «древнейшем в мире бетоне». В 1710-х годах француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем. Англичанин Р. Покок в 1745 году высказал предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. А в наше время снова была возрождена гипотеза о цементной (бетонной) облицовке и изготовленных из бетона блоках. Тезис об использовании бетона при строительстве египетских пирамид серьезно выдвигается с 1979 года, со времени II Международного конгресса египтологов в Гренобле; главным ее «адептом» является французский химик профессор Йозеф Давидович. На эту тему он опубликовал книгу «Как бог Хнум опекал Хеопса, строителя пирамиды». Одновременно француз начал утверждать, что и некоторые древнеегипетские вазы были изготовлены не из природного камня, а произведены методом «каменного литья».

Но это все предположения. Большинство египтологов считает, что гигантская пирамида Хеопса была построена в период IV династии из больших точно пригнанных блоков, а уже следующая династия строила примитивные небольшие пирамиды из грубо вырубленных в каменоломнях блоков нерегулярного размера, которые никак не соединялись друг с другом и не подгонялись один к одному. Этот стиль строительства можно назвать «примитивно-мегалитическим».

Имеет место и еще один хронологический парадокс: египтяне Древнего царства, в распоряжении которых были только примитивные, в основном, каменные орудия труда, строили пирамиды якобы из сравнительно твердого известняка, а в период Среднего царства, когда уже широко применялись бронзовые инструменты, основным строительным материалом стал сравнительно мягкий песчаник.

Й. Давидович отстаивает мнение, что некоторые египетские пирамиды и отдельные храмы были построены из одной из разновидностей так называемого природного или геополимерного бетона. В качестве природного бетона можно рассматривать различные окаменевшие отложения, например известняк или песчаник. Так из потоков грязи вулканического или иного происхождения в результате высыхания и схватывания возникает природный бетон. Всякий раз, когда в результате перемешивания песчаных и других минеральных наносов с органическими компонентами (морская органика, продукты жизнедеятельности микробов и т. п.) возникали слои окаменения, мы на самом деле сталкивались с природным бетонированием с органическими добавками. В случае египетских пирамид речь идет о повторении человеком этих природных процессов с небольшими изменениями: за счет органических добавок к растворенным в воде природным минеральным материалам получается природный бетон с хорошими свойствами.

При этом Давидович ссылается не только на результаты собственных химических анализов, но также и на несколько древних текстов, согласно которым фараон Джосер получил указание от некого божественного существа размолоть глыбы горных пород и перемешать их для производства стройматериалов.

Основываясь на результатах анализов, которые Йозеф Давидович провел над образцами материалов из трех пирамид и из двух каменоломен, он пришел к выводу, что при строительстве этих пирамид, по-видимому, применялся бетон. В образцах материала из блоков пирамиды Хеопса ученый нашел, к примеру, следы цеолитов. Эти вещества в известняке естественного происхождения не встречаются. Цеолиты возникают в основном в конечной стадии гидротермального процесса при высоких температурах (до 600 °C и выше) и давлениях до нескольких тысяч атмосфер. Они, как правило, встречаются в вулканогенных толщах, в которых заполняют пустоты и образуют цемент туфов, т. е. выступают в роли связующих веществ. Наилучшие связывающие (цементные) качества проявляют цеолиты, которые возникли при не очень высоких, но все же повышенных температурах порядка 250–300 °C. В результате размыва пород вулканического происхождения цеолиты попадают в реки и откладываются в речном иле. Содержатся они в большом количестве и в нильском иле. Количественные исследования проб материала из пирамиды Хеопса показали, что доля цеолитов и других, как выражается Давидович, «связывающих полимерных средств» в них составляет около 13 %. Анализы также показали, что и физические параметры (плотность, пористость, влажность) образцов сильно отличались от параметров обычного известняка.

Микроскопические исследования известняка из каменоломен выявили наличие кальциевых структур с четкими кристаллическими решетками при постоянной плотности и, одновременно, известковые фрагменты раковин. Напротив, стройматериалы пирамиды Хеопса содержали наряду с фрагментами раковин примеси извести, соды и веществ органического происхождения. В них наблюдались колебания плотности и даже включения пузырьков воздуха. В образцах из каменоломен составляющие известняк ракушки и прочие «детали» были целыми, а в пирамидных блоках – поврежденными, раздробленными.

Объяснение Давидовича для этих различий таково: размягченные в воде каменные материалы ракушечника из расположенных вблизи сухих русел смешивались с нильским илом и связывающими веществами (содой, известью, органическими добавками), необходимыми для возникновения геополимерного бетона, и затем эта масса затвердевала. Кроме того, литье блоков из бетона объяснило бы плотную стыковку блоков. Надо при этом сказать, что отдельные внешние блоки, по крайней мере видимые снаружи, вовсе не так уж плотно примыкают друг к другу, как блоки внутренних проходов и помещений. Внешние блоки пирамид подвержены разрушительному воздействию сил природы и «цивилизационных» сил. В отличие от блоков внутри пирамиды, внешние блоки сильно нагреваются в летние дни и сильно охлаждаются ночью. Сильные ветры уносят отломанные кусочки, а возникающие трещины используют туристы, чтобы раздобыть образцы камней пирамид как сувениры.

Транспортировка тяжелых блоков из каменоломен к Нилу и от Нила к строительной площадке пирамиды остается одним из основных препятствий к достойному доверия описанию строительной технологии для пирамид. Современная египтология исходит из рисунка на могиле фараона Джехутихотепа, изображающего транспортировку огромной статуи на санях из массивных бревен, которые тащат сотни человек. Но одно дело перевезти один раз статую, а другое – организовать массовую перевозку каменных блоков, число которых исчисляется миллионами. Египтологи считают, что соответствующие дороги мостили кирпичами из высушенной глины и потом поливали их водой для улучшения скольжения саней. Однако при такой технике дорога будет каждый раз разрушаться полозьями, а ее полотно превращаться в полосу грязи. То есть после каждого перевезенного блока нужно будет ремонтировать дорогу на всем ее протяжении, которое могло измеряться десятками и даже сотней километров. Геополимерная бетонная технология объясняет, как преодолевались эти трудности.

Но Захи Хавасс назвал гипотезу об использовании бетона при строительстве пирамид Гизы «идиотской и оскорбительной». Он был возмущен еще и тем, что не знает, каким образом образцы породы попали к французским химикам, выдвинувшим «бетонную теорию», без разрешения египетского правительства. Главный археолог Египта убежден, что пирамиды целиком построены из блоков известняка и гранита. Сторонники традиционных взглядов на технологию возведения пирамид, в том числе Захи Хавасс, полагают, что древние египтяне пользовались только простыми механическими устройствами и перевозили блоки известняка и гранита из каменоломен.

Для строительства древнеегипетские инженеры построили гавань в 800 метрах к востоку от недавно обнаруженного долинного храма Хеопса. Эта гавань использовалась для транспортировки к плато камня, добытого в других каменоломнях страны, – например гранита, использованного для погребальной камеры Хеопса и прекрасного белого известняка, которым пирамида была облицована. Гавань также использовалась для доставки рабочих от их домов в Мемфисе и других близлежащих городах. Продовольствие с ферм на берегах Нила приносилось в качестве жертв для храмов и использовалось для пропитания обитателей ближайших городов, ответственных за поддержание культа усопшего царя. К югу от пирамиды Хеопса американский египтолог Марк Ленер обнаружил карьер, в котором добывался камень для ее строительства. Неподалеку были найдены и остатки пандуса из щебня и ила. Этот пандус шел от каменоломен к юго-восточному углу пирамиды Хеопса. Скорее всего, по нему и поднимали блоки.

Соотечественник Марка Ленера некий инженер по фамилии Буш высказал оригинальное мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек.

Еще один возможный способ строительства пирамид попытались продемонстрировать японские исследователи. В 1978 году они хотели построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпели неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось с помощью современной техники.

Вот, пожалуй, и все из известных на сегодня способов, причем любой из них вызывает сомнение еще по одной причине. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на строительстве пирамиды Хеопса. Как они размещались на площадке всего в 5 га? Даже если допустить, что находились они там не все одновременно, то скученность при работах была невероятная. Ведь люди не просто стояли, они работали и должны были иметь свободное пространство для маневрирования. На насыпи и на самой площадке одновременно должно было находиться множество людей, тянувших волокуши с блоками. Об этом косвенно говорят данные эксперимента, проведенного в 1954 году британскими археологами. Изучая знаменитый Стоунхендж, они воспроизвели перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4°. Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки: понадобилось всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что на 1 т веса блока необходимо 16 человек. Следовательно, египтянам требовалось по 40 человек для перевозки по наклонной плоскости блока весом 2,5 т. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Кроме того, к трудоемкости транспортировки следует добавить трудоемкость изготовления насыпей, объем которых мог достигать четверти объема самой пирамиды.

Вряд ли остальные способы были легче: так или иначе, десятки тысяч строителей должны были или дробить десятки тысяч тонн известняка для получения цемента, или катать миллионы огромных каменных цилиндров по наклонной плоскости, ежесекундно рискуя быть раздавленными. И все это под жарким египетским солнцем.

Ну не инопланетяне же, в самом деле, построили великие пирамиды с помощью антигравитационных установок! Правда, различных псевдонаучных теорий на эту тему существует великое множество. Но рассматривать их по понятным причинам мы не будем.

Однако существует еще одна теория, которая базируется на гидроневесомости. Вспомним, что гидроневесомость наступает тогда, когда выталкивающая тело сила Архимеда уравновесится весом самого тела. Но равновесие может наступить или тогда, когда тело легче воды – оно будет плавать наверху, или если вес его равен весу воды – тогда оно будет свободно висеть в толще воды, не поднимаясь к поверхности и не опускаясь на дно. Этот второй случай и есть гидроневесомость. Однако удельный вес камня значительно больше веса воды. Как же египтяне могли использовать гидроневесомость? Могли ли они знать и использовать закон, сформулированный позже Архимедом, для подъема каменных блоков? Здесь зададим себе еще один вопрос: а что вообще умели египтяне к тому времени, когда начали строиться пирамиды?

Они успели закончить постройку сетей оросительных каналов и защитных дамб. Они применяли поливное земледелие, научились поднимать воду с помощью водочерпальных сооружений, перекачивать ее с одного уровня на другой. Они давно использовали шадуф – рычажное водоподъемное устройство: на одном плече рычага на длинной палке прикреплялось ведро, а на другом плече в качестве противовеса – камень. Египтяне знали водораспределительные сооружения типа щитков и задвижек, транспортировали строительные материалы по Нилу и каналам на весельных и парусных судах из папируса или дерева, умели рассчитывать грузоподъемность своих судов.

Исходя из этого, вполне можно предположить, что древним египтянам не нужно было таскать на себе многотонные камни, они вполне могли обойтись системой водяных шлюзов от подножия пирамиды и до непрерывно поднимавшейся строительной площадки.

Но как в таком случае быть с удельным весом камня? Возможно, египтяне могли обойти эту проблему, применяя поплавки из просмоленных пустых емкостей, ящиков и систему шлюзов для транспортировки. Известно, что с помощью шлюзов можно транспортировать грузы по восходящей линии. Поднимающуюся вместе с грузом воду сливают по рядом расположенной такой же цепочке шлюзов. Не углубляясь в сложные расчеты, можно сослаться на гидроинженеров, просчитавших научную возможность такого способа. Так вот – это теоретически возможно. Украинский гидроинженер Александр Григорьев провел целую систему непростых вычислений и на их основании утверждает, что с математической точки зрения ничего невозможного в древнеегипетском гидроподъемнике нет.

На одном из рисунков росписи гробницы в Фивах изображена лодка с веслами, в лодке – странное ступенчатое сооружение, и все это поддерживается столбом воды. Что зашифровано в рисунке, какая в нем заложена идея? Может быть, подъем лодки по системе шлюзов?

А вот цитата из сочинений об истории сооружения пирамид и их создателях арабского писателя конца XII века Ибрагима ибн Вазиф-шаха: «Тогда царь приказал построить пирамиды и прорыть в них канавы, в которые Нил проникнет до определенного места, а затем повернет и потечет в некоторые западные районы и к Сайду».

Впрочем, не все придерживаются мнения, что «кирпичи» для пирамид были неподъемны. Захи Хавасс с высоты своего авторитета утверждает, что сообщения о большом весе каменных блоков – не более чем спекуляция. По его словам, вес блоков, из которых построены пирамиды, не превышал полутонны.

А французский архитектор Жан-Пьер Удэн считает, что разгадал тайну пирамид, выдвинув теорию, что великие пирамиды Египта возводились… изнутри, а не снаружи. Ученые всего мира долго не могли понять, как древние египтяне смогли поднять на такую высоту каменные блоки весом в 2,5 тонны каждый. Жан-Пьер Удэн опроверг одну из самых распространенных версий, согласно которой для строительства пирамиды Хеопса использовался внешний наклонный пандус. По мнению ученого, эта конструкция должна была находиться внутри пирамиды. Как считает Удэн, для строительства первых 40 метров пирамиды египтяне сначала возвели внешний наклонный пандус, а затем соорудили такой же скат внутри пирамиды, с помощью которого выстроили еще 137 метров. «Эта теория лучше, чем другие, потому что она единственная, которая работает», – заявил французский исследователь. Для доказательства своей правоты Удэн объединился с французской компанией, которая строит трехмерные модели для дизайнеров автомобилей и самолетов. Возможно, результаты этого эксперимента прольют свет на некоторые тайны пирамид.

Не дают покоя исследователям и загадки обработки камня. Например, для того, чтобы вытесать внутреннюю полость гранитного ящика из камеры царя пирамиды Хеопса, понадобились сверла с алмазными насадками, работающие под давлением в 2 тонны. С теми орудиями, при помощи которых будто бы создавались эти невероятные изделия, физически невозможно даже приблизиться к их производству. На многих предметах были обнаружены следы таких методов обработки, как распиловка, обточка на токарном станке, фрезеровка и, что самое невероятное, трепанирование. Этот метод применяется, чтобы выдолбить полость в глыбе твердого камня, для чего ее вначале высверливают, а затем выбивают «сердцевину». На камне присутствуют спиральные желобки – свидетельство того, что сверло проникало в камень на 2,54 мм за один оборот.

По этим техническим данным получалось, что древние египтяне сверлили гранит со скоростью, в 500 раз большей, чем это можно было делать в конце XX века! Единственно возможный метод, которым объясняются все обнаруженные факты, – это применение ультразвукового оборудования. А это, в свою очередь, означает, что мы имеем дело с еще одной загадкой.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Что строили мавры? От ранней архитектуры мавров мало что сохранилось. Что-то намеренно разрушили испанцы, что-то просто разобрали на другие постройки. Немногое дошло до наших дней, например башня Хиральда в Севилье.Но о настоящих шедеврах мы можем судить по описаниям и

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Мы строили, строили – и… Тем не менее губернатор все же добрался до мечети Джами, в самую гущу тусовки, и там сделал официальное сообщение: мол, «если жители недовольны начальником города и аксакалом, пусть подадут жалобу, и будет, по их желанию, назначен другой начальник

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды? Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Зачем строили Рим? Давайте подумаем: случаен ли выбор мест для постройки столиц? Посмотрите на карту. Все столицы Европы и Средиземноморья расположены в устьях крупнейших рек, на их берегах и берегах морей. Если кто-то думает, что цари просто хотели жить поближе к свежему

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

6.5. Мы строили-строили и вот, наконец, построили… У нации должна быть счастливая история нации господ, длиной лет в триста - четыреста, как у англичан. Генрих Гиммлер Согласно Мильтону, самый могущественный и успешный империалист - Бог. Джон Мартин Эванс По мере

автора Пещера Сайт

Как строили мегалиты На вопрос, как строили мегалиты, помогут ответить следы, оставленные инструментами на обработанных каменных блоках и сами блоки их форма, структура и химический состав.Следы инструментов.Следов множество. Причем, таких следов, которые не могут быть

Из книги Археологические свидетельства древней истории автора Пещера Сайт

Когда строили мегалиты Мегалиты строили для разнообразных целей практически на всех континентах и в весьма широкий временной диапазон, насчитывающий десятки тысячелетий. По словам русского ученого Николая Левашова, одним из главных предназначений пирамид,

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Норманны, которые строили города Данные, приведенные в предыдущей главе про норманнов, показывают одну важную вещь. Итак, достоверность полного тождества норманнов и скандинавов не выдерживает испытания историческими источниками. Продолжу дальнейшее развитие этой

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Ритуалы смерти: как строили Саккару Дорога, ведущая на запад от Мемфиса, в направлении Саккары, приблизительно следует пути древних фараонов к месту погребения. Быть может, люди, сопровождавшие усопшего на этом пути, проходили мимо пальмовых куп, обильных пажитей и

Из книги Стонхендж. Точка приближения автора Балакирев Артемий

Перед началом, или Как строили Давайте хотя бы мысленно пройдемся по Стонхенджу, а еще лучше - полетаем над ним на планере. Что мы увидим, как вы полагаете?Огромные сарсены - вот первое, что бросится нам в глаза. А потом наш взгляд обязательно переместится на

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Почему строили деревянные мосты? Три формы балочных мостовых конструкций. На первом плане - ферма с параболическим поясом, сзади - ферма с параллельными верхним и нижним поясамиСо времен античности для строительства мостов предпочитали камень в силу его

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Как строили мост Британия? Группа инженеров во главе с Робертом Стефенсоном, строителем моста Британия. Сам мост виден на заднем планеОдним из лучших английских мостостроителей был Роберт Стефенсон (1803–1859), сын знаменитого изобретателя и пионера железнодорожного

Из книги КОМАНДАРМ УБОРЕВИЧ. Воспоминания друзей и соратников. автора Уборевич Иероним Петрович

Г. Т. Горбачев ТАК МЫ СТРОИЛИ АЭРОДРОМ. ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК Г. Т. ГОРБАЧЕВ Когда мне предложили должность командира и комиссара 5-го инженерно-аэродромного батальона, я не задумываясь принял назначение. Я нисколько не сомневался, что справлюсь с батальоном, так как, окончив

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Зачем строили белокаменные крепости? На территории Русского каганата для того времени археологи фиксируют памятники Салтово-маяцкой культуры, точнее, ее лесостепного варианта. Сама культура прочно связывается с хазарами, однако утверждать, что каждая археологическая

Величественные египетские сооружения производят впечатление, поэтому невольно возникает вопрос: как же строились пирамиды ?

Пирамида является усыпальницей для фараонов Древнего Египта. Строились пирамиды примерно с 2700 по 1800 год до н.э.

Вступив на престол, каждый фараон начинал строить пирамиду, в которой после своей смерти будет похоронен. И чем богаче и могущественнее был фараон, тем могущественнее была его усыпальница.

Что ж, рассмотрим, как же все - таки строили эти великие сооружения. Например, возьмем пирамиду фараона Хеопса (Хуфу). Эту пирамиду называют «Великой», потому что она самая изученная и самая большая из всех сохранившихся пирамид.

Ученые подсчитали общий вес каменных блоков, которые были обработаны и уложены рабочими в пирамиду. Он составляет 6,5 миллионам тонн! Одна часть ученых считает, что строительство длилось 20 лет и в нем принимали участие 100000 человек. Другая часть считает, что за два десятилетия даже такая армия строителей не могла построить пирамиду. Также, скорее всего строительство велось не круглый год, а только во время разлития Нила. В обязанности строителей входило то, что они должны были находиться над землей в несколько десятков метров (всего высота пирамиды равна 146,6 метра), и поворачивать, поднимать и сажать огромные блоки весом около 15 тонн. В Великой пирамиде находится 2,3 миллиона подобных каменных блоков. Если учитывать, что строители работали по десять часов в день, а время разлития Нила в году составляла 3 месяца, то рабочим за одну минуту приходилось бы ставить по четыре блока! А в течение часа, они б уже поставили примерно 240 каменных блоков! При такой высокой скорости нужно было использовать точный расчет для соблюдения геометрии пирамиды. А ведь в строительстве пирамиды использовались такие примитивные механизмы, как веревки, рычаги и деревянные катки.

Существуют различные гипотезы о том, как поднимали такие тяжелые каменные блоки, на площадку где проходило строительство. Например, что египтяне насыпали кирпичи и грунт, а по нему проходил каменный блок на заданную высоту. Скорее всего, строители использовали несколько насыпей, чтобы было удобнее поднимать камни сразу с нескольких сторон.

Но эта гипотеза не выдерживает тяжелой критики. Те, кто считают иначе, говорят о том, что плоскость, которая идет от земли прямо к вершине пирамиде под уклоном 1:10, нуждалась бы в насыпи 1460 м. Объем этой насыпи был бы больше самой пирамиды в 3 раза! Это восемь миллионов кубометров против двух с половиной миллионов. Если крутизна подъема большая, то по нему невозможно будет поднимать камни. Для такой насыпи - длиной, которая составляет 1,5 км и высота 150 м, - грунт и кирпич не послужат строительным материалом. Как показали расчеты, такие насыпи будут оседать под своим весом.

В другой гипотезе сказано, что строители пользовались спиральной формой, сделанной из кирпича. Такая плоскость требует меньше затрат и материала. Однако ученые посчитали, и пришли к выводу, что спираль может закончиться задолго до вершины пирамиды. А углы конструкции им бы, оказалось, делать сложнее всего.

Теперь рассмотрим, какие технологические решения были использованы при строительстве пирамид. На этот вопрос выдвинуто очень много гипотез. Большинство противоречит друг другу или же вовсе взаимно исключаются. К сожалению, ни одна из них не выдерживает проверки на прочность. Что не скажешь о пирамидах, которые достояли до сегодняшнего дня и терпеливо ждут, когда же исследователи найдут ответы на их загадки .

Подъемная машина, описанная Геродотом (гравюра XVIII в.)

Строительство пирамид по мнению Геродота.
Гравюра XVIII в.

Обычно все теории начинают рассматривать Большую Пирамиду Хеопса , полагая, что если найденный метод объяснит, как создавалась эта пирамида, то можно будет объяснить как создавались и все другие пирамиды в Египте. Впрочем, нет никаких доказательств того, что один и тот же метод применялся египтянами для строительства всех пирамид, разных размеров и в разные исторические эпохи. Также интерес к постройке пирамид разжигают многочисленные запреты правительством Египта на посещение и изучение многих помещений этих пирамид.

Подъёмные машины Геродота

Такие предположения позволяет им делать следующие особенности пирамид:

  • Размер и качество обработки и укладки блоков из природного известняка или твёрдых горных пород (гранит, базальт), весящих от нескольких тонн до нескольких десятков, реже сотен тонн, из которых построены некоторые пирамиды (Великие пирамиды), их части, а также другие строения (храм Осириона в Обидосе) или их части (некоторые мастабы).
  • Присутствие на блоках пирамид, храмов, частей саркофагов, изготовленных из твёрдых горных пород, следов, похожих на следы инструментов работающих по технологиям, похожим на современные. При таком сопоставлении некоторые следы свидетельствуют о параметрах инструментов, превосходящих современные в несколько раз. Об этом свидетельствуют некоторые следы, похожие на спилы и следы сверления.
  • Высокое качество обработки серого гранита на большой поверхности в Асуанских каменоломнях, откуда предположительно добывался материал для постройки пирамид. Глубокие и узкие шурфы в этих же каменоломнях.
  • Присутствие нескольких технологий, резко отличающихся по уровню обработки материалов, в строительстве зданий, время постройки которых относится к одному периоду времени (например пирамида-спутница пирамиды Хеопса , построенная для жены фараона сложена из грубообработанных камней гораздо меньшего размера, сравнительно с пирамидой самого фараона).
  • Сочетание нескольких технологий строительства в одном здании, резко отличающихся по уровню обработки материалов (многие пирамиды имеют основание из больших блоков, сложенных без зазоров и растворов и надстройку из плохообработанных, несравнимо меньших блоков известняка, глиняных кирпичей или песка).
  • Следы водной эрозии на теле и голове Большого Сфинкса , а также на стенках окружающей его траншеи.
  • В Каирском, Британском музеях и Музее Петри имеются сосуды, датируемые эпохой Древнего Египта из кальцита и других твёрдых кристаллических горных пород с тонкими стенками. Форма некоторых сосудов обладает ярко выраженной осевой продольной симметрией, без обнаружения значимых погрешностей окружностей поперечного сечения. Некоторые из таких сосудов, наподобие кувшинов, имеют большой внутренний объём и длинное узкое горлышко, так, что трудно представить способ их изготовления, даже с использованием современных технологий.
  • Наличие древних пирамид в Мексике , Намибии и Китае .
  • Находки, которые похожи на остатки мегалитических строений в Находке, Болгарии, Якутии и Японии.
  • Музейные экспонаты неизвестного предназначения, относимые к эпохе Древнего Египта (например, до недавнего времени в Каирском музее находился экспонат, очень похожий на корабельный винт, выполненный из твёрдой породы, толщина стенок его около трёх миллиметров).
  • Легенды о строительстве пирамид и других мегалитических строений цивилизациями так называемых "Богов".
  • Орнаменты и скульптуры, напоминающие высокотехнологичные устройства (циркулярные пилы, лазеры, танки, самолёты). Предания местных народов, рассказывающие об использовании таких устройств.
  • Высокоточные астрономические знания (Календарь майя , Календарь ацтеков), сохранившиеся в культуре местных народов, для получения которых необходимы астрономические наблюдения на протяжении периода времени, превышающего время существования местных народов. Так же предания местных народов, повествующие о том, что эти знания им были переданы другими цивилизациями.

Монолитная теория

Существует также теория о том, что сами блоки из которых состоит пирамида, были изготовлены при помощи опалубки. Прямоугольной формы опалубка устанавливалась на пирамиде, в которую, впоследствии заливался растворообразный состав. В верхних уровнях пирамиды на наружных камнях отчетливо видны отпечатки циновки (материал опалубки). Современные методы исследования доказывают искусственное происхождение камней. Для изготовления бетона использовались компоненты: активированная зола, сода, измельченный гранит, ил с реки Нил. Древние египтяне использовали метод опалубочного монолитного строительства. Бетонирование происходило в пределах одной захватки, с уплотнением засыпанной смеси. После высыхания бетона при достижении прочности 3-4 МПа, укладывался следующий слой, который примыкал к нижележащему слою очень плотно, так что сейчас даже лезвие ножа не просунуть в шов. Данная технология не требовала ни машин для распиловки, ни механизмов для поднятия тяжелых камней, ни современных технологий по производству цемента. Необходимы были приспособления чтобы постоянно поднимать компоненты бетона небольшими порциями в мешках. Сегодня благодаря физико-химическим процессам в бетонных структурах при прошествии более 4000 лет от строительства пирамид блоки достигают прочности гранита (М250-300). Но есть места где работу сделали с браком, и именно на них хорошо видна эрозия. Первым ученым выдвинувшим бетонную теорию строительства пирамид был Иосиф Давидовиц . В нашей стране развитием данной теории занимается Г.В. Носовский совместно с И. Давыденко. Кроме технологической проблемы строительства существует и качественная сторона строительства. Сегодня восхищает математическая точность граней пирамид. По видимому жрецы обладали мощнейшим математическим аппаратом, которые применяли в геодезии при строительстве этих сооружений и к сожалению, до нас не дошли эти знания в силу закрытости египетского жречества.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Строительство египетских пирамид по сей день остается одной из наиболее загадочных тем для человечества. Существует множество споров о том, кто и как строил эти прекрасные сооружения. Так, по вопросу происхождения объектов можно выделить сразу несколько предположений:

  1. Первая и наиболее распространенная версия основано на тезисе о том, что строительством пирамид занимались многочисленные рабы. Их понуждали поднимать блоки на вершину по специально сооруженным пандусам. Камни при этом, согласно теории, обрабатывали медными инструментами, а для транспортировки использовали также подъемники;
  2. Вторая версия, как и все последующие теории, является предположением с фантастическим уклоном. Речь идет о том, что пирамиды есть результат воздействия энергии атлантов, которые заставляли камни передвигаться одной только силой мысли;
  3. Третья гипотеза связана, конечно же, с деятельностью инопланетян, которые в давние времена соорудили пирамиды для своих конкретных целей;
  4. Говорят также и о том, что во времена строительства пирамид существовала особая человеческая цивилизация, в которой все люди были не менее 2,5 м ростом.

Это далеко не все существующие предположения, однако суть остальных мало чем отличается от приведенных выше.

Как видим, рассуждать на тему происхождения пирамид можно практически бесконечно, так как конкретных доказательств в пользу одной какой-то теории до сих пор не было предъявлено. Однако не менее интересным и спорным является вопрос о технологии строительства египетских пирамид. Здесь также существует определенная дискуссия, но все гипотезы обосновываются исключительно с технической точки зрения, что позволяет, как минимум, не сомневаться в возможности их реального существования.

В данной статье мы рассмотрим основные технологии строительства пирамид в Древнем Египте, отметив приводимые в их пользу доводы, а также имеющиеся недостатки. Но предварительно отметим основные черты, общие для абсолютного большинства предположений о конкретной технологии:

  • Бесспорным фактом является то, что технологии у египтян совершенствовались со временем. Подтверждается это реальными фактами, полученными в ходе исследований пирамид различных лет постройки. Установлено, что для более поздних конструкций характерна иная, улучшенная технология;
  • Основная масса теорий основана на том, что для строительства египтяне вырубали блоки в карьерах. При этом использовались преимущественно медные инструменты, например, зубила, долота, пробойники и др.

Ввиду последнего обстоятельства существенные различия между теориями наблюдаются в вопросах транспортировки блоков и способов их установки.

Теперь же рассмотрим подробно конкретные технологии, в соответствии с которыми, возможно, строились пирамиды Египта.

От Геродота и до наших дней

Единственным источником, в котором содержится хоть какая-нибудь информация про строительство пирамид в Древнем Египте, являются описания Геродота. Собственно, на этих описаниях и основана первая теория. Итак, основные положения этой технологии:

  1. Камни для строительства добывались в карьерах, где они выдалбливались инструментами;
  2. Транспортировку камней до места строительства осуществляли с помощью ручной силы рабов, предварительно проложив до пункта назначения широкую прочную дорогу;
  3. Непосредственно возведение пирамиды осуществлялось поэтапно, уступами. Первоначально укладывались самые нижние камни, что можно было сделать без каких-либо дополнительных приспособлений. Для всех последующих ступеней пирамиды использовали деревянные помосты. Причем один и тот же помост по завершении строительства одной ступени попросту переносили на следующую ступень.

Теперь остановимся подробно на каждом из этапов строительства. В первую очередь, поговорим о применяемом материале.

О камнях

Итак, в соответствии с самым распространенным мнением о технологии строительства пирамид материалом служили камни, добываемые в карьерах. По своему составу блоки были преимущественно известняковыми, а, следовательно, являлись достаточно мягкими. Это позволяло обрабатывать их медными инструментами.

Одновременно с материалами из известняковой породы применялись и более твердые камни: из базальта, кварцита, гранита. Они подвергались обработке уже более мощными инструментами. Так, распил таких камней и их сверление осуществлялись при помощи абразивов (например, кварцевого песка). А иероглифы наносились посредством применения кварцевых резцов. Интересно, что гранит, который наиболее прочен, раскалывали с помощью термического удара. Происходило это следующим образом: в породе обнаруживалась естественная трещина, область вокруг которой нагревалась, а затем резко остужалась. В результате порода раскалывалась.

В пользу этой теории ее сторонники ссылаются на массу камней, из которых построены пирамиды. Дело в том, что их вес, как правило, не более нескольких тонн. А это позволяет говорить о высоком уровне их транспортабельности.

Кстати, приверженцы классической теории обосновывают также причины выбора формы и размеров блоков для пирамид. По их мнению, уменьшение размеров существенно усложняло бы процесс обработки.
Однако существует у предположения о данной технологии и существенный недостаток: если согласиться с тем, что строительство пирамид осуществлялось именно так, то невозможно представить, насколько трудоемким был весь процесс. Впрочем, сроки строительства египетских пирамид действительно были впечатляющими: по свидетельству того же Геродота, одна только дорога для транспортировки каменных блоков возводилась на протяжении 10 лет.

О доставке

Общепризнан факт невероятной сложности доставки строительного материала непосредственно к месту будущей пирамиды. И именно по способам доставки камней различаются между собой отдельные направления классической теории о технологии строительства:

1. Первое предположение основано на фресках, зачастую встречающихся в древнеегипетских храмах. На них обычно изображены люди, волочащие за собой огромные статуи тех или иных правителей. В соответствии с этим некоторые исследователи рассчитали возможность перемещения подобным образом каменных блоков. Суть такого способа сводится к следующему: несколько человек (количество зависело от массы камня) тянут за собой большие сани, на которых и размещен блок (или несколько блоков). Считается, что египтяне поливали полозья таких саней водой, чтобы обеспечить достаточное скольжение.

Параллельно с этим, утверждают последователи гипотезы, применялась также и методика, основанная на применении роликов. В Египте были достаточно развиты мощенные кирпичные дороги, по которым удобнее было не тащить сани с блоками, а перекатывать сами блоки на роликах.

В принципе, подобного рода предположения вполне реальны и с точки зрения физики осуществимы. Однако имеется и один нюанс, который не учитывают исследователи: в отдельных пирамидах встречаются огромные, мощные и массивные камни, масса которых доходит до 300 тонн. Их перемещение посредством волочения абсолютно невозможно;

2. Следующий способ доставки блоков был предложен сравнительно недавно. Основан он на найденных при раскопках некоторых святилищ более позднего времени люлечных механизмах. Экспериментально было доказано, что возможно перемещение блока, размещенного на четырех механизмах, посредством перекатывания.

Однако до сих пор не обнаружено каких-либо конкретных подтверждений того, что египтяне использовали люлечные механизмы именно для блоков. Кроме того, для данной гипотезы характерен тот же недостаток, что и для предыдущей: блоки, большие по массе, невозможно передвигать при помощи таких механизмов. К тому же даже самый легкий (по сравнению с остальными камнями) блок не получится перекатывать по песку, а, между тем, непосредственно к местам постройки дороги не вели;

3. Наконец, существует еще одна точка зрения на одну из составных частей процесса строительства пирамид – на доставку материалов. Итак, ряд специалистов полагает, что каменные блоки перемещались посредством специальных помостов, из которых была устроена дорога. Помосты эти представляли собой четверти круга, благодаря чему сохраняется на одном уровне центр тяжести блока. Такая конструкция позволяет с легкостью транспортировать даже довольно тяжелые камни, особенно если речь идет о спуске их со склона, например, с каменоломни.

Про строительство

Как появлялись пирамиды Египта: строительство осуществляли исключительно за счет рабов или нет? Как египтяне поднимали блоки на такую высоту? И в этих вопросах на сегодняшний день нет единства, даже в рамках классического подхода.

С учетом того, что народ Древнего Египта не обладал всеми современными средствами по подъему камней на соответствующую высоту, наиболее оптимальным способом, по мнению большинства исследователей, являлось изготовление пандуса. Разумеется, объективно это было не самой простой метод, поскольку пандус необходим был протяженный и высокий.

Однако несколько лет назад был предложен иной вариант строительства пандуса – внутри пирамиды, что вызвало оживленные дискуссии. Суть такого способа состоит в том, что в процессе строительства пирамиды применялся внутренний пандус, устанавливаемый по ее граням и достаточно пологий, чтобы обеспечить возможность подъема блоков. Внутренняя конструкция пирамид такова, что подобный метод вполне мог применяться, однако следует сделать ряд важных оговорок:

  • внутри можно сделать только один пандус, а это значит, что сроки строительства пирамид должны были быть просто огромными, ведь блоки бы пришлось поднимать последовательно друг за другом, цепочкой;
  • использование внутреннего пандуса лишает возможности толкания блока сзади, только посредством тяги за собой, а это весьма затруднительно на поворотах;
  • пандус создает так называемый эффект туннеля, то есть при чрезвычайном происшествии все находившиеся внутри пирамиды люди были бы обречены на верную гибель;
  • подобная конструкция требует достаточного освещения, а для этого либо необходимы были окна, либо требовались факелы. Но окон в египетских пирамидах не наблюдается, а использование факелов условиях отсутствия надлежащей вентиляции на практике невозможно;
  • наконец, существенным недостатком теории внутреннего пандуса является то, что его невозможно делать на самой вершине, следовательно, последние блоки поднимали каким-то иным образом.

С учетом этих недостатков была предложена уже упомянутая технология применения полукруглых помостов. В соответствии с ней для подъема блока достаточно было лишь подтягивать его на веревке, а он сам, прокатываясь по помосту, поднимался на необходимую высоту. После завершения одного уровня помосты передвигали на следующий и так до самой вершины.

Это был бетон!

Но мы рассмотрели только лишь одну предположительную технологию строительства. Она не случайно называется классической, поскольку превалирует среди исследователей. Но мы смогли убедиться в том, что сама по себе классическая гипотеза о строительстве пирамид не является целостной, она состоит из множества разнонаправленных теорий и идей.

В противовес первой технологии около 40 лет назад была выдвинута иная гипотеза, основным тезисом которой стало утверждение о совершенно ином составе камней: было предположено, что они состоят из бетона (изготовленного на основе известняка) и каменной крошки.

С учетом этого существенно изменяется технология строительства: так, на самом первом ярусе сооружается прямоугольная опалубка, в которую заливается своеобразный бетон. Застывшие блоки нижнего ряда выступают в качестве опалубки для блоков верхнего ряда.

Подобная теория реально демонстрирует возможность создания пирамид таких размеров, а также объясняет, почему отдельные блоки так совершенно подогнаны друг к другу.

Однако у данной теории очень много слабых мест:

  • прежде всего, под сомнение ставится сам факт возможности изготовления египтянами бетона, поскольку им был известен в основном гипсовый раствор;
  • обнаружены карьеры, в которых сохранились следы работы по вырубке блоков;
  • наконец, в самой конструкции пирамиды все же существуют исключительно наружные недоработки, которые недопустимы при использовании бетона.

Заключение

Разумеется, существуют и многочисленные иные предположения, но касаются они преимущественно отдельных аспектов строительства, например, вопросов отделки камней или особенностей кладки. В отношении же всего процесса на сегодня существуют две основные и конкурирующие между собой технологии, каждая из которых объясняет одни тайны строительства пирамид, но совершенно не соотносится с другими. Появится ли третья технология или же будет окончательно доказана одна из существующих – вопрос времени.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то