Гордая и предубежденная. Великая Генуя: история города и главные достопримечательности Триумфальная арка, несколько видов Генуи сверху и маяк Лантерна

Генуя – крупнейший северный порт Италии и центр курортной жизни Лигурийского побережья. Уже с X-XI вв. Генуэзская республика держала в своих руках самые лучшие морские маршруты Средиземноморья, потеснив при этом даже могущественную Венецию.

В Генуе родился знаменитый Христофор Колумб – мореплаватель, исследователь и первооткрыватель Американского континента. Его дом можно увидеть своими глазами на одной из городских улиц. В столице Лигурии проводил много времени несравненный итальянский композитор Джузеппе Верди. Когда-то его оперы прославили местный музыкальный театр.

Генуя – это место, где неплохой пляжный отдых можно совместить с активными экскурсиями и долгими оздоровительными прогулками на природе. На Лигурийское побережье нужно приезжать за великолепным климатом, древней архитектурой и неспешным течением времени.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Генуе?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Центральная площадь Генуи, расположенная на границе исторического и деловых кварталов. Здесь размещается множество городских достопримечательностей – дворцы, театр, монументы, административные здания. Пьяцца часто становится местом проведения общественных манифестаций, концертов и прочих мероприятий. Площадь названа в честь герцога Р. Де Феррари – известного городского мецената.

Многие века к оживленной генуэзской гавани приставали корабли, нагруженные специями, диковинными товарами из дальних стран и рабами. Со временем порт пришел в упадок, но местные энтузиасты нашли ему применение. По проекту архитектора Р. Пяьно к 500-летию открытия Америки старая гавань была переоборудована в развлекательный комплекс. На ее территории появился музей, тропический сад, бассейн, панорамный лифт.

Один из старейших маяков в мире, расположенный на территории порта Генуи. Считается, что башня была построена в XII столетии. На протяжении последующих лет маяк увеличивался в размерах, в XIV веке внутри была организована тюрьма. До наших дней дошло сооружение, реконструированное в XVI веке. Содержание маяка оплачивалось из налога, который платили корабли, швартовавшиеся в городском порту.

Живописный район, расположенный вдоль набережной Корсо Италия. На территории Баккадассе есть несколько хороших пляжей, что привлекает повышенное внимание туристов. Здесь же располагается мыс Санта Кьяра со стилизованным средневековым замком. В прошлые столетия в местных домах селились преимущественно рыбаки. Район отличается узкими каменными улицами, яркими красками фасадов и потрясающими видами, которые открываются с набережной.

Небольшой курортный городок, расположенный неподалеку от Генуи. Административно он считается частью городской агломерации Генуи. Раньше Нерви был обыкновенной рыбацкой деревней, сейчас он застроен виллами и апартаментами для туристов, хотя рыбаки до сих пор продолжают выходить в море. В городке есть несколько любопытных музеев, где можно узнать много интересного из истории и культуры Лигурии.

Квартал, застроенный дворцами генуэзской знати. Больше половины сооружений после реставрации были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Палаццо Турси, Палаццо Бьянко и Палаццо Россо можно увидеть богатые коллекции антикварной мебели, бесценные картины, гобелены и скульптуры. Эти дворцы расположены на улице Гарибальди – центральной аллее квартала. Улица была названа в честь почитаемого итальянского революционера и героя.

Дворец-музей, который входит в музейный комплекс Страда Нуова. Здание было построено в XVI столетии по заказу влиятельной генуэзской семьи Гримальди. Впоследствии палаццо несколько раз менял своих владельцев. В начале XVIII века новые хозяева – семейство Бригонди провели основательную реконструкцию. С тех пор дворец получил неофициальное название «Палаццо Бьянко» из-за белого цвета, преобладающего в интерьере. В начале XX века здание было передано государству.

Дворец красного цвета, возведенный в XVII столетии по проекту архитектора П.А. Корради. В 2006 году здание было причислено к историческому наследию ЮНЕСКО. Палаццо находился в частной собственности до 1874 года, затем он был преподнесен в дар городу. Наряду с Палаццо Бьянко и Палаццо Турси, дворец входит в музейный комплекс на улице Гарибальди. Внутри размещена коллекция произведений искусства, некогда принадлежавшая семье Бриньоле-Сале, – бывших владельцев палаццо.

Бывший дворец дожей – правителей Генуи, который возводился и достраивался в период 1251 – 1539 гг. В наши дни на территории здания размещается музей. Также некоторые помещения используются для проведения культурных и общественных мероприятий. В конце XVIII столетия палаццо был перестроен с учетом модных на тот момент веяний неоклассического стиля. Последняя реставрация была проведена в 1992 году ко дню празднования 500-летия открытия Америки.

Дворец XII столетия, построенный близким родственником первого генуэзского дожа. Интересно, что в качестве строительного материала был использованы обломки венецианского посольства, которые доставили из Константинополя. В определенный период палаццо стал использоваться в качестве тюрьмы. Самым знаменитым узником этого застенка был путешественник Марко Поло. В XV столетии в здании размещался банк. В наши дни во дворце располагается дирекция Генуэзского порта.

Дворец XVII столетия, сохранившийся в своем первозданном виде, несмотря на несколько реставраций. Он был возведен в период 1643 - 1650 гг. для влиятельной генуэзской семьи. С 1824 года палаццо стал использоваться в качестве резиденции королевской семьи Савойи. Новые обитатели приложили немало усилий для придания интерьерам роскошного вида. Они привезли много дорогой мебели и предметов искусства.

Особняк был возведен в XVII веке для А. Дория – морского адмирала и правителя города. На тот момент дворец был самым роскошным зданием в Генуе. На его территории принимали важных гостей, официальные делегации и иностранных послов. Со временем А. Дория был дарован княжеский титул, поэтому резиденция стала именоваться «Княжеская вилла». Здание окружено ландшафтным садом, в котором располагается большой фонтан 1585 года.

Замок был построен в XIX веке на месте старых крепостных стен Генуи. До 1932 года он принадлежал Э.А. Д’ Альбертису – морскому капитану и основоположнику яхтенного спорта в Италии. Сооружение возведено в неоготическом стиле по проекту А. Д’ Андраде. В 2004 году Генуя была выбрана в качестве культурной столицы Европы. В связи с этим событием на территории замка открылся Музей культур мира, где собраны экспонаты, добытые во время экспедиций в Африку, Австралию и Океанию, Америку.

Главный собор Генуи, возведенный в XII столетии на месте старой церкви V-VI вв. Еще раньше на заре нашей эры здесь находился древнеримский храм и раннехристианское кладбище, о чем свидетельствуют предметы, обнаруженные на раскопках. Строительство собора было полностью закончено к XVII веку, за это время он пережил несколько расширений и реконструкций. При соборе есть Музей сокровищ, где хранятся ювелирные украшения, изготовленные в период с IX века.

Один их самых древних храмов Генуи, который был возведен в IX-X столетиях. В XIV-XV вв. к церкви был пристроен монастырь. К XX веке обитель пришла в упадок. Сейчас в ее стенах размещается музей. Санта Мария ди Кастелло – действующая церковь. На протяжении многих столетий она перестраивалась и обновлялась. Поэтому в ее облике можно уловить черты барокко и классицизма, наложенные на суровый романский фасад.

Живописная церковь, построенная в переходном стиле от маньеризма к барокко. Согласно первоначального плана, храм был возведен в позднеготической манере, но в начале XVII столетия под руководством архитектора Т. Карлоне здание было перестроено. Над украшением церкви в разные периоды поработали известные мастера: Д. Бернардо, Д. Казелла, К. Барабино. Это стало возможно благодаря щедрому финансированию со стороны богатой семьи Ломеллини.

Иезуитский храм, расположенный на одной из центральных городских площадей. Первая церковь VI века, расположенная на этом месте была названа в честь Святого Амвросия – покровителя Милана. Она просуществовала до 1552 года. После того, как здание попало в руки к иезуитам, они решили перестроить церковь на свой вкус. Благодаря братьям, в храме появились ценные произведения искусства и фрески работы Д. Карлоне.

Кладбище начало свою работу в середине XIX столетия. Оно быстро сделалось самым «популярным» в городе. Люди, которые хоронили своих родственников, кажется, соревновались в красоте надгробий, украшающих могилы и склепы. Сейчас некрополь можно рассматривать как музей скульптуры под открытым небом. По дорожкам кладбища когда-то любил прогуливаться философ Ф. Ницше в сопровождении художника П. Клее.

Основная оперная и балетная сцена Генуи, расположенная на Пьяцца Феррари. Здание театра было возведено в первой половине XIX столетия. В качестве премьерной постановки была выбрана опера «Бьянка и Фернандо» В. Беллини. На сцене часто ставились произведения великого Джузеппе Верди. Сам композитор жил в Генуе каждую зиму на протяжении 40 лет. Все это время он тесно сотрудничал с руководством театра.

Океанариум Генуи считается вторым по величине в Европе и крупнейшим аквариумом в Италии. Морские обитатели содержатся в 70 огромных резервуарах общей вместимостью больше 6 млн. тонн воды. Океанариум был построен в 1992 году к старту выставки «Генуя Экспо», которая проводилась в честь 500-летия открытия Америки. В 1998 году площадь аквариума была увеличена за счет еще одной пристройки.

Музей был открыт в 2004 году. Экспозиция рассказывает о богатой истории и традициях мореплавания Генуэзской республики, а также всего Средиземноморья. В музее выставляются модели судов, относящиеся к разным исторических эпохам. Здесь есть и современные субмарины, и старинные лодки богатых торговцев, и боевые суда. При музее работает библиотека, где хранятся навигационные карты и корабельная документация.

Копия испанского судна XVII столетия, которая была создана в 1985 году специально для фильма «Пираты» Романа Полански. Внешне корабль представляет собой настоящий испанский галеон, полностью выполненный из дерева, но у него имеется мощный современный двигатель и стальной корпус. После съемок судно навечно пришвартовалось около Морского музея и сейчас используется только как туристическая достопримечательность.

Популярный туристический аттракцион, который располагается на территории Старого порта Генуи. Лифт стилизован под систему портовых кранов, с помощью которой загружали и разгружали корабли. «Иль Биго» поднимает пассажиров на высоту 40 метров над уровнем моря, откуда открывается панорамный вид на морские просторы, город, гавань, прибрежные скалы и окрестности Генуи.

Массивные ворота XII столетия, расположенные в сердце города. На протяжении многих веков они служили парадным входом в Геную. Сооружение выполнено из серого камня в виде двух дозорных башен, соединенных арочным пролетом. Туристы могут подняться на смотровую площадку ворот совершенно бесплатно и оттуда полюбоваться городскими видами. Порта-Сопрана располагаются в исторической части Генуи.

Великий мореплаватель и первооткрыватель Колумб родился на территории Генуэзской республики. Дом, в котором он появился на свет, до сих пор стоит на одной из городских улиц. Постройка была сильно повреждена в XVII столетии во время французской атаки, однако здание удалось частично восстановить. В ходе раскопок было установлено, что стены держатся на старом фундаменте VI века.

Парковая зона, окружающая городок Нерви и включающая в себя окрестности и благоустроенные набережные. Основная прогулочная аллея парка – это узкая полоса между скалами и морем, которая тянется примерно на 2 км. Это прекрасное место для спокойных прогулок вдоль побережья, для наблюдения за морской стихией и душевного отдыха. Парк весьма популярен у туристов, поэтому в высокий сезон здесь может быть много посетителей.

Большой парк, расположенный в городской черте Генуи. В XVI столетии на его месте стояла система укреплений, но позже в них отпала необходимость, и территории были отданы под зеленые насаждения. Парк появился благодаря деятельности маркиза Д. К. Ди Негро, который сначала организовал здесь ботаническую школу и завез первые растения. На территории сада располагается Музей Восточного искусства им. Кьоссоне.

Главный прогулочный «променад» Генуи, протянувшийся примерно на 2,5 км. вдоль побережья. Современный архитектурный облик набережная приобрела в 1915 году. Над проектом поработал Д. Карбоне. В результате реконструкции место стало более благоустроенным – появились скамейки, новые дорожки, беседки. На Корсо Италия расположены рестораны, бары, бассейны, спорт – клубы и частные пляжи.

Главная прогулочная аллея парка Неви, которая тянется вдоль скалистого побережья. На набережной есть несколько мест, где по лестнице можно спуститься прямо к морю. Многие туристы загорают и отдыхают прямо на прибрежных камнях. Набережная испещрена острыми мысами и скалистыми выступами, заросшими характерной средиземноморской растительностью. Это живописное место, прекрасно приспособленное для отдыха.

Монтальдо считается одним из самых красивых мест в Генуе. Отсюда открывается потрясающий вид на городские кварталы. В XIII столетии на месте площади возвышалась крепость Кастеллетто, но ее снесли в середине XIX века. На Монатльдо можно попасть с помощью специального лифта 1910 года, который сам по себе является отдельной достопримечательностью. Либо можно воспользоваться дорогой Чирконваллационе-а-Монте.

Географическое положение и мягкий климат Лигурии стали привлекать людей еще в глубокой древности. Побережье Лигурии идеально подходило для расселения и устройства удобных морских стоянок. Так началась история Генуи .

Первые поселения в Генуе

Впервые о лигурийцах упоминают греки в своих трактатах 7 века до н.э., в которых сообщалось о древних племенах, контролировавших территорию доходящую до побережья современной Испании.

Примерно в это же время на территорию Лигурии прибыли греки и этруски, которые активно соперничали друг с другом за право гегемонии над регионом. Греки к тому времени обосновались и в районе Марселя и искали места для поселения в прибрежных долинах Лигурии.

Основные города области, включая и , были заложены именно в этот период.

В 218 году до н.э. в Лигурии пришли римляне , что для региона означало куда более существенные перемены, чем присутствие в Лигурии греков и этрусков. Для Рима Лигурия стала важной транзитной областью для последующей экспансии на территории Галлии и Испании.

Целью римлян было строительство гаваней для военных и торговых судов, а также своих знаменитых дорог, но им с большим трудом удавалось сдерживать в повиновении Лигурию. Лишь Генуя была одним из немногих городов, который римляне сумели взять без применения военной силы. Во 2 веке до н.э. Генуя была включена в состав Римской Империи.

Во время Второй Пунической войны Лигурия поддержала врагов Рима – братьев Барка. В 205 году до н.э. карфагеняне осадили и разрушили Геную. Однако война в итоге закончилась в пользу Рима, и римляне вернулись в Лигурию.

В 148 году было построено несколько важных дорог в Лигурии — в частности Виа Постумия , которая соединяла Геную с Миланом, а также Виа Юлия Августа, которая была проложена вдоль лигурийского побережья.

Римляне продолжали колонизировать захваченную ими территорию и построили вдоль побережья целый ряд городов: Луни, Альбенга, Портофино.

В начале 5 века в Лигурию из Северной Африки вторглись войска вестготов, затем регион подвергся нашествию герулов и готов. В 536 году в Италию вторглись войска византийского императора Юстиниана Первого, которые разгромили готов и в Италии наступил относительно мирный период. Новые правители стали называть Лигурию – Морской провинцией .

В 641 году периоду византийского правления пришел конец, когда в Италию вторглись племена лангобардов, ведомые королем Ротари. Лангобардов вытеснили франки, и города Лигурии стали частью их территории.

Начиная с 901 года Лигурия часто подвергалась набегам сарацин , которые в качестве своих баз зачастую использовали территорию южной Франции.

Золотой век Генуи

Около 1000 года наступил золотой век свободных общин. Главной сферой их деятельности была морская торговля и снаряжение коммерческих или военных флотов. Особенно быстро в эту эпоху стала развиваться Генуя. В начале 12 века жители Генуи возвели вокруг города новую крепостную стену для защиты от набегов войск императора Фридриха Барбароссы. Когда император признал независимость Генуи, город стал активно бороться с другим итальянским городом Пизой за контроль над Корсикой и Сардинией. Генуя также принимала деятельное участие в первых крестовых походах.

С ростом своего влияния на море Генуя также стремилась как можно шире распространить свое коммерческое и военное присутствие на суше. Генуэзцы устраивали контроль над городами, селениями и горными перевалами, которые связывали побережье с долиной реки По. К 1232 году, спустя столетие схваток, сражений и альянсов, практически все побережье современной итальянской Ривьеры оказалось в руках Генуи.

Среди городов, которые особенно яростно сопротивлялись экспансии Генуи, были Вентимилья и Савона, которые капитулировали лишь только в середине 16 века.

Генуя на карте

Генуя - портовый город на севере Италии, столица провинции Генуя и исторической области Лигурия. Расположен на берегу Генуэзской бухты в Лигурийском море (часть Средиземного моря), в 120 км к югу от Милана. С севера к городу вплотную подходят Апеннинские горы. Население - около 600 000 человек.

Покровителем города считается Св. Иоанн Креститель (San Giovanni Battista). Праздник города - 24 июня.

Античный период

В период античности на территории нынешнего города располагалась крохотная греческая колония - здесь найдены остатки греческих захоронений. Во время Пунических войн Лигурия выступала на стороне Рима. В 209 г. до н. э. рыбацкое поселение лигуров было разрушено войсками Карфагена.

Раннее средневековье

После падения Римской империи местность была захвачена сначала остготами, в VI в. - византийцами, потом лангобардами. В VIII веке эта территоряи была завоевана франками.

Укреплённый порт

Превращение Генуи в один из крупнейших портов Средиземноморья началось в X веке, в особенности после набега Фатимидов в 934 г., после которого горожане под руководством епископа и местного феодального властителя (виконта) построили новые городские укрепления и принялись укреплять связи с другими христианскими центрами. С тех пор генуэзские суда стали регулярно заходить в порты Испании и Палестины.

Город-государство и расцвет республики

К началу XII века Генуя становится независимым городом-государством. Формально признавая власть императора Священной Римской империи и епископа, Генуя фактически управлялась советом выборных консулов. Особенность генуэзской талассократии состояла в том, что наиболее влиятельные семейства - Фиески, Спинола, Дориа, Гримальди - представляли торговые интересы различных гильдий и тем самым уравновешивали друг друга. Городом управляли как торговой компанией, однако постоянные политические раздоры долгое время нисколько не мешали его развитию. Во времена крестовых походов по своему богатству и влиянию Генуя превосходила многие королевства Европы. Наряду с Пизой, Венецией, Гаэтой и Амальфи это была морская республика с 100000 жителей (среди которых много выходцев из других земель), развитой торговлей, судостроительной промышленностью и даже банковской системой.

Экономическое благополучие Генуи зависело от разветвлённой сети колоний. Подчас это были отдельные здания (торговые фактории), местами - городские предместья (напр., Галата под Константинополем), а иногда генуэзцы завладевали целыми островами и побережьями (напр., Корсикой и северной частью Сардинии). Проникновение генуэзцев в восточные моря осуществлялось как при помощи дипломатических договорённостей, так и путём прямого военного вторжения. Благодаря союзу с византийским императором (1261) и монголами генуэзцам удалось обосноваться в Кафе, Тамани, Тане и других ключевых пунктах Северного Причерноморья (см. генуэзские колонии в Северном Причерноморье). Победы над пизанским флотом при Мелории (1284) и над венецианцами при Курцоле (1298) ознаменовали наступление краткого века генуэзского господства во всём Средиземноморье.

Постепенный упадок республики

Признаки политического и экономического кризиса проявились в Генуе в середине XIV века. Попытки положить конец внутренним раздорам вылились в 1339 г. в введение института выборных дожей на венецианский манер. В 1394-1409 гг. Генуя оказалась в политической зависимости от французов, в 1421-35 гг. - от миланцев. К середине XV века республика окончательно потеряла статус великой державы: Корсика бунтовала, Сардинией завладели арагонцы, колонии в Палестине поддались набегам турок и мамелюков. Испанцы, французы и миланцы то и дело вторгались даже в республиканскую метрополию - Лигурию.

В 1528 г. адмирал Андреа Дориа убедил горожан принять новый порядок управления, по которому дожи избирались на два года, но решающее слово сохранялось за купеческой олигархией. В 1470 г. был основан Генуэзский университет, а двадцать лет спустя самый знаменитый уроженец Генуи Христофор Колумб открыл Америку. (Хотя убедительных доказательств его генуэзского происхождения не существует, туристам даже показывают домик, где якобы родился великий мореплаватель). Дориа сделал ставку на союз с Испанией, который позволил генуэзцам «снимать сливки» с испанской колонизации Америки, пуская в торговый оборот добытое там золото. Благодаря этой стратегии в конце XVI и начале XVII вв. Генуя оставалась одной из наиболее благополучных земель в Италии и вела большое строительство.

К XVIII веку зависимая от американского золота экономика Генуи, как и Испании, пришла в полный упадок, а в 1768 г. республика была принуждена уступить французам своё последнее «заморское владение» - Корсику.

Французский протекторат

В 1797 г. Наполеон преобразовал слабую Генуэзскую республику во французский протекторат под названием Лигурийской республики, а через восемь лет и вовсе присоединил её к Франции.

Пьемонт и Сардинское королевство

По условиям Венского конгресса город отошёл к Пьемонту, после чего началось его быстрое развитие в качестве главного порта Сардинского королевства, а затем и всей Италии.

В составе объединённой Италии

К началу XX века Генуя уже смогла оспорить у Марселя звание самого оживленного порта во всем Средиземноморье.

В 2001 г. в Генуе прошёл саммит «Большой восьмёрки», сопровождавшийся крупнейшими протестами антиглобалистов (один человек погиб).

Достопримечательности

Средоточием жизни Генуэзской республики была площадь Банки, украшением которой является Лоджия-деи-Мерканти - место, где была открыта первая в Италии товарная биржа. Улица Сан-Лоренцо выводит к собору св. Лаврентия, освященному в 1118 г. Папой Геласием II; основные переделки его облика относятся к началу XIV и к середине XVI века. Соборная капелла Сан-Джованни (1450-65) задумывалась как вместилище христианских реликвий Генуи, преимущественно связанных с именем Иоанна Крестителя. Наиболее колоритным напоминанием о средневековом могуществе Генуи являются высокие ворота Порта-Сопрано - уцелевший фрагмент городской стены XII века.

Дворец дожей строился за несколько заходов и отражает вкусы разных эпох; общая площадь относящихся к нему сооружений превышает 35 тыс. кв. м. В городе сохранился"" Палацци-деи-Ролли - целый квартал маньеристских палаццо, некогда принадлежавших ведущим фамилиям республики; в 2006 г. он был объявлен памятником Всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО. Дворец сардинских королей относится к более поздней эпохе, будучи выдержан в стиле барокко. Главный городской театр Карло-Феличе (1828) полностью выгорел во время Второй мировой войны, но впоследствии был восстановлен. Интересная этнографическая коллекция представлена в музее культур мира.

Инфраструктура

Аэропорт

Международный аэропорт имени Христофора Колумба находится в западной части города, примерно в 10 км от центра.

Железные дороги

От Генуи расходятся 5 основных железнодорожных путей - Генуя - Вентимилья, Специя - Пиза - Рим, Овада, Милан и Турин.

Автодороги

Большая часть дорог была построена в 30-е годы XX века, однако они многократно перестраивались и обновлялись.







Средневековые ворота Генуи.

Блистательную Геную нужно увидеть хотя бы раз в жизни. Ведь это мощная морская держава, главный конкурент Светлейшей Венеции, влияние которой добралось до Крыма. Все же помнят Генуэзскую крепость в Судаке?

Это родина таких личностей, как Христофор Колумб и Джузеппе Мадзини. Один — мореплаватель и первооткрыватель Америки, второй – знаменитый в Италии политик, философ и писатель. Именно здесь появились первые банки, а флаг республики переняла сама Великобритания. Генуя во многом была первой, и во многом продолжает ей оставаться. La Superba, что означает «великолепная», продолжает достойно держать марку влиятельного морского города, который все и всегда решал самостоятельно.

На фото: Piazza de Ferrari в Генуи

Крупнейший порт Средиземноморья в 2004 году получил статус культурной столицы Европы. Почетно, не правда ли? Жители Генуи по праву гордятся историческим центром своего города, узкими переулочками, где смешивается все: яркие цветочные рынки, разноцветные дома, эффектные дворцы, потемневшие скульптуры, очаровательные церкви.

Не составит труда здесь встретить и представительниц древнейшей профессии, завлекающих клиентов и возникающих то тут, то там в любое время суток. Смешение культур, традиций и народов придало Генуе уникальный характер, который не удастся больше встретить нигде.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАСЛОЕНИЯ

Название города произошло от слова ianua, что на латинском означает дверь. И, действительно, жители этого города сумели открыть двери к могуществу, богатству и влиянию, но сначала здесь сменилось множество хозяев: тут были и греки, и римляне, и лигуры, а после город был уничтожен Карфагеном. Затем тут были византийцы, франки, сарацины и лангобарды и, наконец, с X века Генуя – важнейший порт Средиземноморья, пользующийся непререкаемым уважением. Победа над кровным врагом Венецией дала Генуе небывалый расцвет и процветание, как и союз с Испанией, благодаря которому случилось самое важное географическое открытие на рубеже XV — XVI веков. И в центре него оказался именно генуэзец – Христофор Колумб.

АНГЛИЙСКИЙ ФЛАГ

Удивительно, но и Великобритания тоже многим обязана Генуе. Например, официальным флагом. Как это произошло? Республика обладала мощнейшим флотом и приближаться к ее кораблям побаивались даже пираты. Заметив еще издали флаг с красным крестом на белом фоне, означавшим Страдания Христа и в целом христианство, многие предпочитали не вступать в сражения и убираться подобру-поздорову. Было хорошо известно – иметь дело с всесильной Генуей под силу далеко не каждому.

Этим не преминула воспользоваться Англия, ведь ее силы на тот момент значительно уступали генуэзским. Она предложила солидную сумму за использование на своих кораблях красно-белого штандарта, чтобы избежать нападений на море. Практичная Генуя от подобного предложения не смогла отказаться и подарила Великобритании возможность использовать свой флаг. Однако, стоит сказать, что со временем британский флаг дополнился новыми деталями: Крестом Апостола Андрея и Крестом Святого Патрика, но основа флага — родом именно с лигурийских берегов.

ЖИТЬ МОРЕМ

Генуя и море соединены навечно. Тема воды здесь и сегодня актуальна, что подтверждается наличием старого и нового порта с несчетным количеством кораблей, а еще в городе открыты огромный Аквариум с 5000 обитателей, Музей навигации, Морской музей Галата и, конечно, нельзя не упомянуть настоящий символ города – маяк Латерна. Он был построен в XII веке, и всегда освещал путь морякам, возвращающимся в родную гавань. Сегодня на маяк можно подняться, чтобы полюбоваться городом с высоты птичьего полета.

Недалеко, в бухте Сан-Фруттозо, есть и уникальная подводная достопримечательность – статуя Христа, называемая «Христос из бездны», установленная на дне морском на глубине 17 метров и привлекающая дайверов и любителей подводного плавания.

ЦЕРКОВНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Начните знакомство с городом с осмотра местных церквей – очень эффектных и богатых. Сан-Лоренцо хранит легендарный Святой Грааль (точнее, одного из претендентов на звание той самой чаши, из которой пил Христос), иезуитский храм, посвященный Андрею и Амвросию, порадует двумя шедеврами Питера Пауля Рубенса, а армянская церковь Варфоломея известна древнейшей реликвией – Нерукотворным изображением Спасителя, по преданию привезенным из Эдессы в Константинополь.

На фото: кафедральный собор Святого Лоренцо в Генуе

Чтобы полюбоваться белоснежной скульптурой загляните в небольшую церковь Сан-Пьетро-ин-Банки, что была построена на деньги местных лавочников и торговцев, а любителям истории стоит зайти в Санто-Стефано и Сан-Маттео. В первой — крестили Христофора Колумба, а вторая церковь стала местом упокоения Андреа Дориа – адмирала из известного аристократического рода Генуи, заслужившего титул «Освободитель и Отец Отечества».

На фото: церковь Санто-Стефано в Генуе

Еще один важный религиозный объект — Комменда Сан-Джовани-ди-Пре – комплекс, состоящий из церквей, госпиталя и монастыря, что был связан с крестоносцами, паломниками, понтификами и даже таинственным Мальтийским орденом.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ В ГОРОДЕ?

Портовая Генуя полна настоящих сокровищ. Начните с жемчужины города – Виа Гарибальди и Палацци-дей-Ролли, включенных в список Всемирного наследия Юнеско. Это резиденции богатых аристократов, самых влиятельных людей республики, которые могли позволить себе возвести помпезные постройки. В одном из особняков – палаццо Турси – выставлены личные вещи самого Паганини и его скрипка Каноне, изготовленная в Кремоне — на родине Страдивари, в самом скрипичном городе Италии.

С XI по XIX век Генуя успела побывать столицей морской республики, банковским центром Европы и, наконец, крупнейшим портом континента. За это время она накопила несметные богатства — еще в XIX веке ее красотой и роскошью восхищались Вагнер, Флобер и Диккенс. Но затем город переключился на тяжелую индустрию, и путешественники надолго забыли о нем. Сегодня заводы выведены за его пределы, Старый порт перестраивается под лофты... Настало время открыть заново Гордую Геную (La Superba), как когда-то называли этот город друзья и враги.

Прямые авиарейсы из Москвы в Геную бывают только летом, а в другое время лететь туда приходится через Милан. Впрочем, в день, когда прилетел я, посадить самолет в Генуе все равно было бы невозможно: в заливе случился ужасный 10-балльный шторм, на разбитой взлетной полосе лежала рыба. Это было на первых страницах всех итальянских газет… В Боккадассе, рыбачьем пригороде Генуи, который я посетил на следующий день, галька усеяна щепками и обломками, многие лодки унесло в море. Туда же смыло несколько маленьких яхт — с недавних пор этот живописный район стал пользоваться популярностью у богатых.

Собравшись в баре, местные жители обсуждали убытки. Рассказывали, что в соседней деревне с берега смыло даже небольшой бассейн — его оторвало от земли и унесло куда-то вместе с несколькими мусорными баками. Бассейн только что построили, даже деньги рабочим еще не заплатили. Теперь вот непонятно, за что платить…

Впрочем, это едва ли не единственный день, когда в Генуе все говорят о море: фактически оно уже много лет не играет в ее жизни прежней роли — ни в экономике, ни в обществе. Сложно поверить, что когда-то Генуя была великой морской республикой. Сегодня она даже не похожа на приморский город вроде Неаполя, Марселя или Одессы. Даже специфического запаха здесь нет, как не слышно гудков кораблей и почти не видно чаек. Старая набережная, Рипа, сегодня находится довольно далеко от воды — между ними пролегла громадная эстакада.

Город этажей

Зато Старый город отчасти сохранил прежний дух: он действительно производит впечатление очень старого, несмотря на последние подновления фасадов и ремонты, и улицы тут действительно очень узкие и довольно оживленные. Уже сама Рипа застроена шести-восьмиэтажными зданиями, в основе которых — купеческие дома XIII века (потом их еще много раз надстраивали). Параллельно набережной — улица с кратким названием Пре, ничем не потревоженное средневековье, неожиданное и повседневное.

Этот район уже лет двадцать как безопасен для туристов, хотя сразу по приезде мне несколько раз намекнули: по вечерам туда лучше не захаживать, так как там «обворовывают, отнимают все». Я расспросил об этом социолога Алессандро Даль Лаго, недавно опубликовавшего бестселлер о криминальной жизни итальянских городов: почти все примеры он взял с улиц Генуи 1970—1990-х. Даль Лаго сказал, что некогда ее старый центр и вправду считался одним из самых опасных мест в стране, поскольку после войны оказался заброшен и предоставлен порту. «Но даже это — преувеличение. Были тогда места и по опаснее: Бари, Неаполь, например… Ну а после недавней реконструкции Старый город и вовсе преобразился». Впрочем, в некоторых переулках близ церкви Санта-Маддалена по вечерам действительно не по себе — одинокий фонарь, окна наглухо задраены ставнями… Невольно ускоряешь шаг навстречу главной дороге, но не тут-то было — за углом еще переулок, где тоже ни души. Потом маленькая площадь с давно закрытым храмом… и снова переулок — вылитый предыдущий. Как шутит одна генуэзская знакомая: «У нас тут нет главных улиц, одни только главные переулки».

Кто же здесь живет? В последние годы, когда центр привели в порядок, возникла причудливая «карта расселения». Соседи сверху в буквальном смысле находятся на более высокой ступени социальной лестницы. Здесь, на последних этажах, залитых светом и продуваемых морским ветром, легко обнаружить подлинники Ван Дейка или Йорданса. Внизу — магазин, обычно с продавцами-перуанцами или боливийцами (в отличие от соседнего Милана и других промышленных городов Северной Италии здешние иммигранты не из Африки, а в основном из Южной Америки). Они же проживают на 3—4 первых уровнях, куда почти не попадает солнце. А в подвалах часто устраиваются полулегальные общежития. Днем они не слишком заметны, зато их хорошо слышно ночью, особенно по вечерам в выходные. В мой первый генуэзский день, в субботу вечером, пока я искал нужное мне кафе, невольно прослушал целый концерт музыки народов мира, которая неслась из-под вполне респектабельных кондоминиумов…

Чтобы не сталкиваться с жильцами нижних (читай социальных) этажей, жители пентхаусов придумывают различные хитрости, например, к основному объему пристраивают частный лифт. Об этих устройствах я узнал от одного молодого генуэзца: после трех дней согласований с родителями (он даже сфотографировал меня на телефон, чтобы показать им — как в последнем фильме про Бонда) Марко наконец устроил мне экскурсию в их дом. Дверь в лифт открывается отдельным ключом. Сам он представляет собой эффектную стеклянную колбу, прикрученную к шершавой стене. Наверху при входе в квартиру — еще одна бронированная дверь, за которой скрывается огромный лофт, переходящий в террасу с садиком и видом на море… Впрочем, дверь на лестницу замуровывать не стали: по ней ходит прислуга.

Знатные семьи — вроде той, что я навестил, — в Генуе не редкость. Собственно, все восемь веков существования республики ею правили не столько официальные дожи, сколько несколько семейств, каждое из которых чаще всего тянуло одеяло на себя, но иногда вступало в коалицию с другим, естественно, против третьего. Родственные группировки сменяли друг друга у власти, порой изгонялись, и их место занимали новые, но система в целом сохранялась. Ее исторические следы легко обнаружить и в сегодняшней Генуе.

Матфей — Лаврентий — Петр

В центре средневекового города расположен храм Сан-Маттео с уютным двориком и садом. Долгое время он был усыпальницей прославленной семьи Дориа и буквально со всех сторон окружен их бывшими (и нынешними) дворцами. Адмирал Андреа Дориа — самый известный представитель рода и влиятельнейший генуэзец XVI века — и здесь оставил свой след: перестроил готический храм в богатом ренессансном ключе, сохранив лишь старый фасад. Если приглядеться, заметно, что в него вмонтированы странные объекты вроде мужского торса или античного саркофага. Дело в том, что лицевую стену Дориа превратили в своеобразный памятник собственным достижениям. На протяжении веков они размещали на нем «семейные» трофеи. Характерно, что трофеи эти не настоящие, а символические — речь идет об античных предметах. Они, очевидно, должны были усиливать звучание доблести, соотнося победы генуэзцев с деяниями героев прошлого. Например, справа от входа в храм во внешнюю стену вмонтирован позднеримский саркофаг с рельефом «Аллегория осени», который привез сюда флотоводец Ламба Дориа после победы над венецианцами при Курцоле в 1290 году. В нем он, кстати, и похоронен — где-то на уровне второго этажа. Примерно в те же годы сформировалась площадь перед храмом, и получилось, что рельеф гробницы Ламбы стал элементом общественного пространства, памятником спасителю республики.

Аллюзия 1. Драматическая

Похожим образом были некогда украшены семейные храмы и других патрицианских семей, в частности Фиески. Эта фамилия вошла в историю после событий 1547 года, когда представители семейства возглавили мятеж против тогдашних лидеров, Дориа, и убили наследника Андреа — Джанеттино (сюжет лег в основу знаменитой драмы Шиллера «Заговор Фиески в Генуе», 1780). Мятеж был жестоко подавлен, а его зачинщики лишились всех городских владений. В 1547 году по решению сената был разрушен и фасад семейного храма Фиески со всеми его мемориальными табличками, повествующими о героических деяниях рода.

Внутри храма среди прочих, обычных, гробниц Дориа выделяется, конечно, усыпальница Андреа, пышно украшенная мраморными фигурами и лепниной. Горят три свечи. Сам адмирал покоится в небольшой подземной целле — словно в трюме. По иронии судьбы при мне она оказалась… залита водой. Только блестят монетки — кто-то, видимо, кинул «на счастье». «Да, бывает, что заливает, особенно когда сильный дождь пройдет», — невозмутимо сообщает служка. Для него нет никакого мистического совпадения в том, что знаменитый мореплаватель покоится под водой. Напротив храма Сан-Маттео — еще один элегантный готический фасад. Над порталом латинская надпись: «Дворец подарен Сенатом Генуи Спасителю Родины Андреа Дориа в 1528 году». Из переулка его стремительно уходящий вверх полосато-серый фасад напоминает космическую станцию. Теперь сенатский подарок поделен на квартиры для богатых людей — их сдает князь Дориа-Памфили, который проживает в Риме, но время от времени лично приезжает проверить, как дела у жильцов... А буквально дверь в дверь — еще один дворец, принадлежавший опять-таки Дориа, на сей раз Ламбе. Он был выстроен на городские средства и подарен флотоводцу за уже упомянутую победу над венецианцами в 1290 году.

Аллюзия 2. Героическая

Заслуги Ламбы Дориа перед отечеством в самом деле были велики: в то знаменательное сражение флот венецианцев насчитывал 96 галер против 15 генуэзских, и тем не менее последние победили, во многом благодаря личному героизму адмирала. Когда в разгар боя был убит его сын, отец выбросил труп за борт, подчеркнув, что для него все воины равны. Этот эпизод в свое время произвел глубочайшее впечатление на Петрарку: в одном из писем он привел его в качестве примера «наивысшей доблести».

С крыши дворца открываются удивительные виды. В сторону моря — чередование объемов в духе Де Кирико. На запад, в сторону Ниццы, — геометрические формы небоскребов во главе с терракотовым муниципалитетом, прозванным горожанами «карандашищем» (Il Matittone). На восток резко уходит в гору хаотическая вязь черепичных крыш, антенн, террас, балконов-алтанок, переулков-ущелий, садиков и прочего маленького жилого счастья. «Озеленение» крыш произошло в последнее время, когда из Старого города стали потихоньку вытеснять портовую бедноту.

С террасы Дворца Ламбы хорошо виден и духовный центр Генуи — собор Сан-Лоренцо. Как и полагается кафедральным храмам, он представляет сложное переплетение разновременных мод и традиций. Не без грандиозности. Не без неоконченности (вторую колокольню на фасаде так и не построили). Готическая структура соседствует с поздними неоклассическим декорациями, примитивные фрески ex voto, созданные по обетам, — с богатыми барочными алтарями.

Но и в этом соборе самое неожиданное — под землей. Это ризница, знаменитая своим провокационным интерьером, автор которого — корифей итальянского дизайна Франко Альбини. В 1956 году он превратил ризницу в увлекательный лабиринт, где в кромешной тьме блистают лишь главные экспонаты огромной коллекции. Резкий контрастный свет и ракурсная подача выявляют самое интересное. Роскошная бронзовая касса для сбора средств на процессию Corpus Domini (праздник Тела Господня) напоминает модель немыслимого барочного линкора, в позднеготических статуях подчеркнута грациозность и гротескность. В отдельной комнатке — чаша зеленого стекла, которую генуэзские крестоносцы привезли из походов и почитали как Святой Грааль (сейчас установлено, что сосуд сделан на Востоке в IX веке). Уже на выходе обращаю внимание на остроумное объявление, напечатанное, видимо, настоятелем собора: «Выключи телефон, открой свое сердце».

Осталось в здешних окрестностях посетить Пьяцца Банки — площадь Лавок, оживленный островок в толще Старого города. Здесь находится замечательный памятник генуэзскому характеру, точнее, его знаменитому практицизму — церковь Св. Петра на Лавках (XVII век). Поскольку строилась она в торговом центре города, помещения по ее периметру с самого начала были проданы лавочникам. Сегодня в церкви с двумя небольшими симметричными колокольнями не служат — мало прихожан, зато в прилегающих лавках торговля идет так же бойко, как и 300 лет назад. А при храме-музее работает приветливый сторож лет шестидесяти. Живет по соседству, и работа эта ему нравится— интересные люди приезжают. Знакомая толкает меня в бок и на выходе говорит, что это известный чудак из очень богатой семьи. Действительно, что значит «жить поблизости»? Вокруг — сплошные палаццо главных городских семей, так что местный житель вполне может оказаться из Де Нигро, Узодимаре или Ломеллино. Не правда ли, символично: потомок банкиров и полководцев — за охраной храма?

Кредитная история

Но были у Генуи и другие времена, когда роль ее в мировой политике и экономике сложно было бы переоценить. Лучший памятник этой эпохи — дворец Сан-Джорджо, построенный в 1260 году как муниципалитет, а позже отданный таможне. Наконец, в 1407 году в нем обосновался Банк Св. Георгия (Сан-Джорджо), при котором дворец стал сердцем и лабораторией экономической жизни Европы. В правление Карла V и Филиппа II именно он финансировал амбициозную международную политику испанских Габсбургов. Как любят вспоминать в Генуе, процентов по долговым обязательствам тех лет здешней аристократии хватило для безбедной жизни до середины XIX века. Между прочим, именно с этим банком связывают изобретение moltiplico — начисления процентов на проценты (1371 год).

Впрочем, и сама Генуэзская республика часто оказывалась на грани банкротства, поэтому начиная уже с середины XII века и ее собственное правительство прибегало к частным займам. В обмен на деньги кредиторы получали от государства право сбора некоторых налогов. Бурная внутри- и внешнеполитическая жизнь Генуи привела к тому, что кредиторов со временем стало очень много. Для регулирования государственного долга 23 апреля 1407 года особым декретом все они были объединены в товарищество, которое получило имя покровителя города — Св. Георгия. Так началась история банка, который вскоре превратился в своеобразное «государство в государстве» (так писал о нем еще Макиавелли) со своей монетой, вооруженными силами и флотом, а также колониями, среди которых были и Корсика, и крымская Кафа. Управлялся банк советом из восьми протекторов, избираемых на год из числа знатных вкладчиков. О несомненной мощи этого учреждения свидетельствуют права, которыми его руководители пользовались для взимания долгов с неплатежеспособных господ: вплоть до казни и отлучения от церкви (это право было даровано банку папой Пием II в середине XV века).

Я знаю, что дворец закрыт для посещения — теперь здесь находится дирекция порта, поэтому готовлюсь к встрече с охраной — достаю удостоверение и экземпляр журнала. Но оказывается, что здесь все милы и благожелательны: меня сразу же проводили к Франческо Фрументо, сотруднику расположенного тут же архива порта. Его отец был простым портовым рабочим, а сам он выбился в люди, окончил университет и увлекается историей города. Он и показывает мне весь дворец, начиная с зала Капитанов, созданного реставраторами конца XIX века на месте более старых помещений. Именно сюда перенесли самые ценные образцы пластики, прежде всего тронную статую банкира Франческо Вивальди — того, кто ввел понятие «сложного процента» (проценты на проценты). Эта статуя была установлена в 1468 году, за ней последовали другие. Все они снабжены подробными посвятительными табличками. Надпись под фигурой Вивальди превозносит его великолепные личные качества и приглашает всех следовать его примеру. Кроме того, выделяется статуя Амброзио де Нигро, установленная еще при жизни в знак благодарности за замирение восставшей Корсики, тогдашней колонии Банка Св. Георгия. Франческо уверяет, что статуей, в свою очередь, банк намеревался замирить самого Нигро, известного своим необузданным нравом. В другом зале, сохранившемся с XVI века, центральное место занимает статуя представителя рода Гримальди — того самого, что сегодня правит в Монако.

Аллюзия 3. Генеалогическая

Гримальди принадлежали к четырем самым знатным семьям Генуи, наряду с Дориа, Спинола и Фиески. Считается, что один из них — Франческо по прозвищу Коварный — в 1297 году хитростью захватил замок Монако, переодевшись вместе со своими людьми монахами-францисканцами. Правда, сегодня историки оспаривают достоверность этого происшествия. Однако оно по-прежнему отражено на гербе княжества, где присутствуют фигуры двух монахов, вооруженных мечами.

Впрочем, известно, что за памятниками стоял своеобычный прейскурант: за оставленное банку наследство до 25 000 лир полагалась мемориальная доска, от 25 000 до 50 000 — бюст, от 50 000 до 100 000 — статуя в полный рост и, наконец, от 100 000 — тронная статуя.

Неудивительно, что больше всего на стенах здания мемориальных табличек. Впрочем, не только в честь жертвователей. На самом видном месте средневекового фасада, прямо над главным входом — мраморный маскарон с головой льва, привезенный генуэзцами из разграбленного ими венецианского дворца в Константинополе. Рядом — табличка, напоминающая, что в темнице внутри здания (в те времена, когда здесь еще была таможня) томился венецианский военнопленный Марко Поло. По самой распространенной версии, тут он и надиктовал свою книгу сокамернику-пизанцу...

Вообще, знаменательные для всего мира события происходили здесь не раз — даже в недавней истории. Например, весной 1922 года в Геную съехались дипломатические миссии основных европейских держав. Конференция проходила в Сан-Джорджо и длилась более месяца — с 10 апреля по 19 мая: за громадным столом в зале Капитанов обсуждались экономические отношения в послевоенном мире. Впервые на международный форум пригласили и делегацию Советской России. В ответ на ее признание Европа хотела получить обязательства по погашению царских долгов, на что наши соотечественники, конечно, идти не собирались. Встреча могла бы окончиться для нас безрезультатно, если бы глава советской делегации Георгий Чичерин не добился отдельного соглашения с веймарской Германией на встрече в курортном предместье Рапалло. Так Советская Россия де юре стала субъектом международного права.

А о банке остается сказать лишь то, что после французской оккупации 1797 года он утратил свое значение и официально закрылся в 1816-м, когда Генуя была присоединена к Сардинскому королевству. Дворец Сан-Джорджо ветшал, пока в конце XIX века его не передали богатому порту — тогда и началась реставрация. Но банковская история Генуи не закончилась: долгие годы в городе находилась штаб-квартира крупнейшего банка Италии — Credito Italiano, активно работавшего в том числе и с Советским Союзом. На его основе в 1998 году был создан UniCredit — на сегодня одна из крупнейших кредитных организаций в мире. В 1990-х годах появился и новый Банк Св. Георгия — сейчас это часть группы UBI Banca.

Доска почета

Андреа Дориа (1466— 1560) — известный флотоводец и политик. В 1528 году освободил Геную от французов, восстановил республику и создал фундамент для экономического процветания, инициировав полуторавековой союз с Габсбургами

Христофор Колумб (1446?—1506) — принято считать, что родился в Генуе, в семье ткачасуконщика (домик пред полагаемого отца существует и сегодня). Переписка с флорентийским ученым Паоло Тосканелли привела его к мысли о поиске кратчайшего пути в Азию, в результате чего в 1492 году открыл Америку

Никколо Паганини (1784—1840). Родился в бедном квартале Генуи. Свою любимую скрипку работы мастера Гварнери музыкант завещал Генуе, теперь она хранится в здании муниципалитета. Право сыграть на ней получает победитель ежегодного Генуэзского конкурса скрипачей имени Паганини

Джузеппе Мадзини (1805—1872) — теоретик классического национализма, вдохновитель объединения Италии. Один из триумвиров Римской республики 1849 года, сотрудник и главный редактор многочисленных газет. На его похороны пришло более 50 000 человек. Покоится на генуэзском кладбище Стальено

Уроженец Генуи Эудженио Монтале (1896— 1981) — поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1975 год. Несмотря на очень непростой (даже для самих италь янцев) слог, переведен на русский

Фабрицио де Андре (1940—1999) — самый известный и влиятельный итальянский бард. Его песни «Маринелла», «Розовый ротик» и «Король Карл вернулся с войны» знает наизусть вся Италия. По ним учат итальянский язык и в российских университетах

Ренцо Пьяно (р. 1937) — один из самых влиятельных архитекторов в мире. Кредо — высокоэкологичный хайтек. После перестройки части Старого порта был назначен автором концепции реконструкции центра Генуи. На вопрос, каким будет город будущего, отвечает: «Надеюсь, таким же, как город прошлого»

Улица тщеславия

Где-то с 1550-х по 1650-е Генуя была богатейшим городом Европы. Отсюда и историографическое понятие — «генуэзский век», и знаменитая итало-испанская пословица: «Золото рождается в Америке, умирает в Испании и погребено в Генуе». Все это время генуэзцы кредитуют кровопролитные европейские конфликты, в основном между Францией и Испанией. Формально, со времен Андреа Дориа, заключившего в 1528 году союз с Габсбургами, и до конца XVII века Генуя оказывает им финансовую и военную помощь, что, впрочем, не мешает банкирам иной раз кредитовать и врагов испанцев.

Материальное воплощение богатство «генуэзского века» нашло в нескольких масштабных проектах — прежде всего в так называемой Новой (или Золотой) Дороге. Это первая в мире улица-ансамбль, с самого начала замысленная и построенная как роскошная магистраль из одних дворцов — до этого главные улицы городов складывались сами по себе и представляли хаотическое зрелище.

Улицу проложили на окраине тогдашней Генуи (сейчас это уже центр), на склоне холма, ранее занятого домами бедняков и монастырскими владениями. Градостроительный совет утвердил проект в 1551 году, но работы по разным причинам, прежде всего финансовым, связанным с восстанием на Корсике, начались лишь в 1558-м.

Строили примерно 20 лет и еще век потом достраивали, переделывали, перекрашивали. Получилось на любой вкус: дома, как взбитые сливки, как сундуки или сейфы, как что-то безоблачно-курортное — с аркадами и висячими садами, — словом, парадиз. О том, как все это смотрелось первоначально, можно судить по вдохновенному альбому Рубенса, который аккуратно собрал изображения фасадов и планов дворцов и издал их на родине, в Антверпене. В предисловии значилось: «Для архитектурного просвещения местной публики».

На Новой Дороге строились тоже по-семейному: брат напротив брата, тесть напротив зятя. Семья Спинола возвела тут четыре дворца, по два — Ломеллино и Паллавичино. Тему родства поддержали и архитектурно: портал дворца Тобио Паллавичино сделан по образцу стоящего через дорогу дома брата Агостино.

Общее же решение Новой Дороги традиционно связывали с проживавшим тогда здесь известным архитектором-перуджинцем Галеаццо Алесси, но теперь считается, что всеми работами руководил Бернардино Кантоне да Кабио, выходец из Ломбардии. На протяжении 30 лет он был руководителем всех городских работ. Его роль в создании улицы велика — он не только проектировал и надзирал за строительством, но и лично распродавал земли.

Признаюсь, в учебниках и на фотографиях этот сюжет казался мне артитектурным курьезом, но на деле Новая Дорога — пространство всего в семь метров шириной — оставляет очень сильное впечатление. И очень театрализованное, особенно ночью. Так и представляешь Дон Жуана, или Казанову, порхающего между дворцами. Это ощущение усиливается тем, что, в отличие от других улиц центра, Новая Дорога пешеходная и, как правило, пустынная. Улица ради улицы.

Аллюзия 4. Панегирическая

«Самой прекрасной в моей поездке оказалась Генуя... город мрамора с садами из роз... как сладко, должно быть, влюбляться на фоне подобных декораций», — писал в середине XIX века Гюстав Флобер, пораженный Новой Дорогой. Тогда роскошная Генуя еще восхищала приезжих. «Здесь есть нечто неописуемо прекрасное, величественное, необыкновенное; Париж и Лондон меркнут в сравнении с этим божественным городом и кажутся неинтересным и бесформенным нагромождением домов и улиц», — писал тогда же Вагнер. В 1853 году в письме к жене он обещал отвести ее на день рождения в Геную: «Мне кажется, это самый лучший подарок».

Но уже к концу века ситуация резко изменилась: город постепенно превратился в промышленный центр, и поездки туда быстро вышли из моды. В начале 1900-х даже такой внимательный путешественник, как Павел Муратов, автор знаменитых «Образов Италии», не счел этот город достойным внимания...

Если благодаря Рубенсу мы можем представить себе первоначальный облик улицы, то образы заказчиков и жителей сохранил его великий ученик Ван Дейк. Многие картины разошлись по чужим музеям, но некоторые вещи остались на прежних местах, лучшие — в Красном и Белом дворцах, названных так по цвету фасадов. Фламандец прибыл в город двадцатилетним и провел здесь несколько лет. Полтора года работы в мастерской Рубенса, хорошо известного в Генуе, были отличной рекомендацией, и местная публика приняла юношу на ура. С его картин на нас смотрят роскошно одетые люди — недоверчивые, меланхоличные, с неровным румянцем на щеках. Женщины — на грани нервного срыва, мужчины на охоте — с лукавым выражением лиц. По маньеристской моде того времени все вытянуто по вертикали, у всех огромные руки и тела и небольшие головы. Фоном служат поэтичные виды лигурийских предместий, которые, если вы никогда не были в Генуе, могут показаться художественными выдумками.

Оба дворца вместе с живописными собраниями в 1874 году были подарены городу их последними хозяевами, герцогом Рафаэле Де Феррари и его женой Марией Бриньоле-Сале. С этого момента началась и музеефикация Новой Дороги (ее нынешнее название — улица Гарибальди) как единого пространства, которая завершилась в 1990-х годах. Тогда убрали движение, подновили фасады, близ каждого здания разместили объяснительный стенд. Сегодня большинство дворцов отдано под офисы. Что же касается благодеяний Де Феррари, то на первом даре они не окончились: в конце XIX века герцог-филантроп дал 20 миллионов лир золотом на реконструкцию порта (это треть всей суммы, остальное выделило королевское правительство). Именно поэтому главная площадь Генуи, оформившаяся как раз на рубеже XIX—XX веков, получила имя De Ferrari, а в порту соорудили шестиметровую статую герцога-банкира (правда, она уже почти 20 лет как снята и реставрируется).

Монументальная джинсопись

Год назад в Епархиальном музее в присутствии папы римского Бенедикта XVI была открыта постоянная выставка генуэзских «джинсовых» тканей XVI века, расписанных религиозными сюжетами. Когда-то эти громадные полотна цвета индиго (некоторые достигают трех метров в высоту) украшали интерьеры пригородного аббатства Сан-Николо дель Боскетто. Цикл из 14 фрагментов изображает Страсти Христовы и представляет собой уникальный по сохранности ансамбль монументальной живописи на ткани. Это своего рода прообраз нынешней джинсовки, которая, кстати, своим названием обязана Генуе: когда грубую генуэзскую ткань стали вывозить в Америку, она получила название jeans от неправильно записанного французского имени города — Genes.

Помимо этого, в музее есть великолепный дворик с двухэтажной аркадой. Его раскрыли несколько лет назад — до 1980-х годов в здании располагались обычные квартиры, аркады были закрыты стенами-времянками. В Средние века в комплексе жили каноники собора, их коллективный портрет можно обнаружить на одной из стен галереи. Среди прочих экспонатов — великолепная «Тайная вечеря» Луки Камбиазо, едва ли не самого оригинального генуэзского живописца XVI века, оформлявшего Эскориал для Филиппа II. Большеглазые, примитивно написанные апостолы, в которых подчеркнута их человеческая природа... Эта выставка — еще один важный знак «открытия Генуи» миру. В городе наконец задумались о том, что же действительно стоит показывать приезжим. Может, стоит еще переименовать Епархиальный музей в Музей джинсов, добавив несколько экспонатов из собрания Леви Стросса?

Бесконечный XIX век

В 1797 году Наполеон росчерком пера упразднил восьмисотлетнюю Генуэзскую республику и учредил на ее месте новую, Лигурийскую (по образцу французской). В 1805 году он и вовсе присоединил Геную к своей империи, а в 1815-м Венский конгресс европейских государей «присудил» ее Сардинскому королевству, то есть Пьемонту, нелюбимому соседу-франкофилу (генуэзцы — испанофилы и англофилы), о котором здесь по-прежнему снисходительно говорят: «Горцы, что с них взять?» Тем не менее под властью французов, а затем пьемонтцев город бурно рос как главный порт Сардинского, позже единого Итальянского королевства, а после Второй мировой войны — республики. Тогда же Генуя превратилась в целую агломерацию, были застроены окрестности, появились новые районы вокруг старинного ядра и на холмах — для состоятельных господ, а вместе с ними фуникулеры и смотровые площадки. С тех пор образ и характер Генуи уже мало менялись.

Повсюду стройка, какие-то работы, стучат отбойные молотки, сгребают мусор. Моросит дождик. Тут же на улице, несмотря на непогоду, спокойно сидят как ни в чем не бывало и пьют кофе дамы в роскошных манто. Я остановился именно в этой Генуе, поблизости — все знаковые точки: галереи, театры, кафе, крытая улица с магазинами. В кафе «Манджини» на площади Корветто встречаются адвокаты, банкиры, профессура. С кем бы я ни договаривался об интервью, мне назначали их именно здесь. Уже на второй день меня тут узнавали, спрашивали, как дела, советовали, что попробовать и чем это лучше запить в такую унылую погоду. «Манджини» — едва ли не самое старое из ныне существующих городских заведений — открылось в 1876 году. Табличка на стене напоминает о том, что его посещали Алессандро Пертини, генуэзский журналист, а впоследствии президент Италии, поэт Эудженио Монтале и актеры из соседних театров. Разговорился с барменом: он работает здесь почти 20 лет. Сами хозяева тоже за прилавком — пожилую элегантную даму в кассе время от времени сменяет дочь, на плечах у которой опять-таки манто с искрящимся меховым воротом — по моде 1960-х, которая, кажется, в Генуе актуальна по сей день.

Сама площадь названа в честь экономиста Луиджи Корветто, члена Государственного совета наполеоновской Франции, а грандиозный конный памятник в ее центре восславляет Виктора Эммануила II, короля-объединителя Италии. «Король стоит — большой и нелюбимый», — писал о монументе местный поэт и нобелевский лауреат Монтале. Монарха в Генуе традиционно не любят. Ведь это он подавил восстание в марте 1849 года: тогда генуэзцы требовали от него продолжения войны с Австрией за воссоединение страны. Но король счел это невозможным и подписал мир, а в Геную послал из Турина генерала Ла Мармору, который захватил город и учинил здесь зверства: солдаты (свои же, итальянские, берсальеры) грабили, избивали, убивали... Впрочем, сейчас все эти исторические перипетии позабылись, и статую короля местные жители запросто называют именем экономиста Корветто: «Увидите Корветто — там направо». А напротив, на небольшом холме, стоит памятник еще одному унитаристу — Джузеппе Мадзини, рожденному и похороненному в Генуе теоретику национализма и практику воссоединения страны под республиканскими лозунгами.

От площади Корветто можно пройти галереей-пассажем к упомянутой площади Де Феррари и расположенному на ней зданию Оперы. Галерея построена по образцу знаменитой миланской, только меньше: когда-то здесь царило оживление, но сейчас она опустела, запылилась и служит скорее простым крытым проходом, чем торговым пространством. Непривлекательно выглядит и кафе «Европа», место действия недавнего бестселлера «Партия цемента» про коррупцию в генуэзских верхах. Здесь, согласно книге, продажные чиновники и собирались до последнего времени для обсуждения своих темных дел.

И вот она, площадь Де Феррари — самый центр города, универсальное место встреч и транспортных пересадок. Вокруг по периметру расставлены главные институции Генуи последнего века. Поражает обилие бывшего: бывшая биржа (между прочим, первая в Италии, теперь здесь банк), бывшее морское ведомство (теперь правительство области Лигурия), бывшая штаб-квартира Credito Italiano. Над всем этим возвышается колоссальный куб театра «Карло Феличе», возведенный в 1980-х, — прежнее здание погибло под бомбами в 1940-х. Вызывающе упрощенная неоклассика: «На первый взгляд здание выглядит страшновато, но потом к нему привыкаешь», — говорят генуэзцы. Несмотря на жуткий затяжной ливень, посреди площади бьет мощный фонтан.

Здесь же, на Де Феррари, — конечная остановка пока единственной линии генуэзского метро. Горожане иронизируют по поводу медленного темпа строительства: открыли в 1990 году, с тех пор построили лишь четыре станции: «Разве это метро? Вот в Лондоне или Париже — там действительно метро, а здесь — подземный трамвай». Генуэзцы — вообще известные жалобщики, однако это качество удивительным образом сочетается у них с неизменным чувством собственного достоинства.

Взлет и падение Генуи

Генуэзская республика берет начало в конце XI века и сразу начинает обзаводиться колониями — во время Первого крестового похода (1097) 10 генуэзских галер занимают порт Антиохия (ныне — Антакья, Турция). Еще спустя столетие начинается взлет Генуи: договор с византийским императором Мануилом I Комнином (1170) позволяет ей вести активную торговлю в Причерноморье.

Своего военного апогея республика достигает в конце XIII века. К этому периоду относятся знаменитые победы над пизанцами и венецианцами: в 1284 году Бенедетто Заккариа и Оберто Дориа наносят сокрушительное поражение пизанскому флоту близ устья Арно. Спустя несколько лет, в 1290-м, адмирал Коррадо Дориа уничтожил порт Пизы. В том же году в битве при Курцоле адмирал Ламба Дориа разбил флот венецианцев. В течение некоторого времени Генуя господствует в Средиземноморье. Чуть ранее, в 1261 году, генуэзцы помогли Михаилу VIII Палеологу занять византийский трон, за что получили практически монопольные права торговли на Черном море и основали там колонии. Стратегическим плацдармом для их торговли стала Кафа (Феодосия) — ее великолепная генуэзская крепость существует и сегодня. Вслед за ней появились Тана (Азов), Себастополи (Сухуми), Трапезунд (Трабзон). Увы, в 1346 году именно из крымской Кафы в Геную пришла «черная смерть», из-за которой вымерла большая часть населения этого города, а затем и других районов Италии. Начало упадка генуэзской торговой империи приходится на XV век, когда турки лишили город многих колоний. Еще раньше, в 1381 году, в ходе войны за Кьоджу генуэзский флот был разгромлен венецианцами и их союзниками.

Правда, в 1528 году в Генуе «воцаряется» Андреа Дориа (формально он не занимал никаких руководящих должностей, однако де факто управлял городом вплоть до смерти в 1560 году). При нем республика становится союзником испанских Габсбургов, что влечет за собой полтора века процветания и относительной внутренней стабильности. Внешнеполитическая независимость, однако, к тому времени уже фактически утрачена. В 1684-м войска Людовика XIV буквально забросали город снарядами (около 8000), после чего республика вынуждена была согласовывать все свои решения с Францией.

После оккупации Генуи в 1797 году Наполеоном события развиваются стремительно: город включен в Лигурийскую республику, которая вскоре присоединена к Франции, а по решению Венского конгресса 1815 года — к Сардинскому королевству.

Пьяно и море. Век XXI

Лет сорок пять назад по всей длине морского берега была сооружена гигантская автомобильная эстакада — Сопраэлевата. Задумывали ее как временную, но, как и многое временное, она оказалась постоянной. Теперь это крупнейшее внутригородское сооружение длиной 4,5 километра. В центре города эстакада буквально нависает над средневековыми постройками. Днем и ночью она шумит и портит променад вдоль набережной. Но вскоре в ней начинаешь видеть еще одно отражение генуэзского характера. Да, дорога заслоняет панораму моря из города, зато с нее открываются захватывающие виды и на море, и на город. «И главное, — полагает молодой архитектор Андреа Дзандериго, — благодаря Сопраэлевате даже в час пик можно за 5—10 минут добраться до аэропорта». В общем, это — суперпрагматика, решение пусть и не эстетичное, но эффективное.

В конце 1970-х городской совет Генуи решил заняться реконструкцией Старого города, и преж де всего портовой зоны, которую пришла пора выводить на окраину. Для этого решили разделить территорию на несколько участков и раздать их известным архитекторам. Среди семи приглашенных был и генуэзец Ренцо Пьяно. По иронии судьбы это был первый крупный заказ сорокалетнего мастера на родине, притом что Пьяно, один из авторов Центра Помпиду в Париже, уже считался мэтром. На выделенном ему участке порта Пьяно предложил ничего не сносить, а по возможности реконструировать пакгаузы, склады, помещения таможни. Эта идея сохранения и переосмысления промышленной архитектуры была тогда довольно необычной для Италии. Однако ее реализация затянулась на 10 лет: работы начались лишь в конце 1980-х и завершились к 1992 году — 500-летнему юбилею открытия Америки генуэзцем Христофором Колумбом. Издалека эти постройки и особенно самая известная из них — смотровая площадка Биго — могут показаться нелепыми: какая-то белая каракатица, трубы, провода, навесы и подвесы. Но когда, гуляя по порту, проходишь рядом, оказывается, что эти странные абстрактные формы усиливают ощущение морской свежести. В старых складах Пьяно разместил небольшие художественные галереи, кафе, бары и немного офисов...

Это вроде уже и не Генуя, а какой-то город будущего, живущий параллельно, лаборатория не только нового стиля, но и нового видения пространства и городской жизни. Вот пример: тут же, в порту, находится самая знаменитая генуэзская постройка Пьяно — Аквариум, второй по величине в Европе. Он появился, когда генуэзцы уже не знали, что делать: в 1980-х годах заводы и фабрики были выведены на юг, в более бедные области Италии, число рабочих мест неуклонно падало, начинался постиндустриальный кризис (который, к слову, до сих пор не закончился). Идея аквариума как способа привлечения туристов пришла в голову одному члену компартии (впрочем, в Генуе тогда почти все были членами компартии), Клаудио Бурландо: он только что вернулся из американского Балтимора, где посетил аналогичный музей. Ренцо Пьяно сразу согласился проектировать, однако сама идея «музея моря» долгие годы вызвывала среди генуэзцев-скептиков удивление, раздражение, смех — все, кроме понимания. Но Бурландо настаивал, не уставая расхваливать свой проект. И здесь все решил Колумб: в конце концов аквариум был включен в программу чествования знаменитого земляка… Его открытие привело в Геную туристов с палуб средиземноморских лайнеров, которые раньше тут не задерживались. Спустя еще 12 лет, в 2004-м, после завершения первого этапа реконструкции и реабилитации Cтарого города, приезжие стали потихоньку наведываться и туда: до этого турагентства не считали средневековый центр достаточно интересным и безопасным. Впрочем, процесс пока только начинается: за несколько дней я встретил лишь две маленькие группы — одну из Японии, другую из России. Роскошные городские музеи по-прежнему пустуют, но, возможно, к завершению реконструкции к очередному колумбовскому юбилею в 2012 году ситуация изменится.

В общем, Аквариум, видимо, можно считать новым символом Генуи, открывающейся миру. Кроме архитектурного решения он интересен и устройством экспозиции: предполагается, что виды рыб и прочих обитателей вод время от времени будут меняться. Вернувшись в него спустя несколько лет, вы увидите много нового. То же, вероятно, можно сказать и о Генуе в целом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то