Кремль патриаршие палаты выставка. Патриаршие палаты с церковью собора двенадцати апостолов. Патриаршие палаты на фотографиях разных лет

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Фото: Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов в Кремле

Фото и описание

В палатах на Соборной площади Московского Кремля севернее Успенского собора традиционно жили московские митрополиты , а после 1589 года – патриархи . В первой половине XVII столетия по заказу патриарха Никона в Кремле был построен комплекс зданий, сменивший разоренную во времена Смуты прежнюю резиденцию епископа - предстоятеля Православной Церкви.

Сегодня Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов занимают достойное место в списке самых значительных архитектурных памятников столицы Российской Федерации.

История строительства

Первые палаты для митрополита, построенные из камня, появились в Московском Кремле в 1450 году . Они предназначались для митрополита Ионы , по чьему приказу рядом с резиденцией была возведена церковь Ризоположения . Храм предназначался для московских митрополитов и стал служить им домовой церковью.

Пожары, часто бушевавшие в Москве в XVII-XVIII веках, приводили к тому, что многие постройки уничтожались огнем практически до основания. Митрополичьи палаты впервые выгорели дотла в 1473 году. Тогда в огне погибли и храм, и двор. Заново их отстроили через десять лет, когда Церковь возглавлял уже митрополит Геронтий . Новый пожар запылал практически сразу, и в 1493 году митрополичьи палаты вновь сильно пострадали. В середине XVI века к резиденции был пристроен еще один храм, освященный в честь Соловецких чудотворцев.

В 1589 году учредили Московский патриархат, и первый патриарх Иов приказал обновить резиденцию. Палаты частично перестроили, а с севера к ним добавили церковь Трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Теперь патриарший двор представлял собой внушительный комплекс зданий с хоромами и тремя домовыми храмами.

Смутное время и пожар 1626 года практически полностью разорили резиденцию московских патриархов. Для того, чтобы отстроить хоромы и церкви заново, потребовалось немало средств. Деньги пожертвовал патриарх Филарет – отец Михаила Романова и видный церковный и политический деятель в эпоху Смутного времени. Патриарший двор был восстановлен в прежнем виде, а к середине XVII века снова перестроен уже по заказу патриарха Иосифа .

Каждый новый хозяин Патриарших палат затевал свою собственную реконструкцию и ремонт резиденции. Никон тоже не остался в стороне, и в 50-х годах XVII века ансамбль на Соборной площади вновь подвергся изменениям. Зодчие разобрали храм Соловецких чудотворцев и другие постройки и воздвигли на их месте домовую церковь и трехэтажную резиденцию патриарха. Парадная Крестовая палата поражала необычным архитектурным решением: ее сомкнутый свод площадью 280 кв. м. был установлен на распалубки, при этом центральный столп отсутствовал. Церковные главы были покрыты медными листами с позолотой. Храм освятили в честь апостола Филиппа . Вскоре властолюбивый патриарх поплатился за свою гордыню. Его противники, осуждая Никона, приводили Патриаршие палаты, как пример его желания сравняться в правах с самим государем.

Церковь была заново освящена и немного перестроена в 80-х годах XVII века. Тогда храм назвали в честь Двенадцати апостолов , и в нем проводились отныне все патриаршие службы, кроме особо торжественных по великим праздникам.

XVIII-ХХ столетия

В 1721 году на Руси упразднили институт патриаршества, и в бывшей резиденции разместилась Московская Синодальная контора . Под сводами храма Двенадцати апостолов оборудовали верхний этаж, который отдали под библиотеку.

Из разрушившейся в 1760 году церкви Трех Святителей в Крестовую палату перенесли печь для приготовления мира. Палату переименовали в Мироваренную , и в течение XVIII века она не раз ремонтировалась.

Артобстрел во время вооруженного восстания 1917 года повредил архитектурный комплекс Патриарших палат и храма Двенадцати апостолов. Сооружения были восстановлены реставраторами из группы художника И. Грабаря, занимавшейся реконструкцией и ремонтом объектов на территории Московского Кремля.

В качестве музея Патриаршие палаты работают с 1961 года. Постоянную экспозицию посетителям впервые представили в 1967 году.

Что посмотреть в палатах и храме

Парадный фасад Патриарших палат обращен на Соборную площадь . Здание имеет, в основном, три этажа, но в одном месте частично сохранился надстроенный в 1791 году четвертый ярус, названный Петровской палаткой . Единое целое с резиденцией патриархов составляют церковь Двенадцати апостолов и пристроенная к северному фасаду галерея.

И наружный декор, и внутреннее убранство достойны внимания посетителей, интересующихся старинной русской архитектурой:

Под церковью Двенадцати апостолов прорублены две проездные арки , декорированные пилястрами.

- Портал из белого камня на втором этаже свидетельствует о существовании в прошлом обходной галереи, куда можно было попасть из этих дверей.

На окнах первого этажа выделяются килевидные фронтоны . Второй и третий этажи декорированы аркатурными поясами .

Над первым этажом нависает достаточно заметный карниз – часто встречающийся архитектурный элемент, который использовали московские строители в XVII столетии.

Арочная галерея фасада палат, выходящего во двор, декорирована узорчатыми изразцовыми плитками .

В прежние времена интерьер церкви украшали настенные росписи , сохранившиеся на барабанах глав. Фрески датированы XVII веком.

- Иконостас церкви Двенадцати апостолов был изготовлен в XVII столетии, но это не оригинальный иконостас храма. В 1929 году его перенесли из разрушенного собора упраздненного новой властью Вознесенского монастыря.

Музей в Патриарших палатах

Во время экскурсии стоит обратить особое внимание на экспозиционные витрины Крестовой палаты .

Один из самых примечательных экспонатов, выставленных в музее – мраморная печь , украшенная золоченой сенью и изготовленная в XIX столетии по приказу Екатерины II для совершения чина мироварения . Ароматное масло используется в православии для совершения таинства миропомазания. Печь выполнена в форме креста и облицована мраморными плитами.

Сваренное миро хранилось в кади , которая была сделана из серебра. Двухсоткилограммовый сосуд, украшенный резными серебряными орнаментами, хранится здесь же в музее. На крышке кади размещены позолоченные статуэтки пророка Самуила и царя Давида и литые фигуры евангелистов. Еще два сосуда для хранения миро , выставленные в Крестовой палате, были подарены императорами Павлом I и Николаем II в память о присутствии их при совершении чина мироварения.

Предметы патриаршего быта и столовая посуда изготавливались из драгоценных металлов, хрусталя и декорировались перламутром. На выставочных стендах Крестовой палаты можно увидеть кубки и кувшины, солонки и стаканы, ковши и братины, ведра и блюда.

Личные вещи патриархов Никона и Филарета занимают отдельную витрину музейной экспозиции. Они являются образцами русского декоративно-прикладного искусства. Одеяние патриарха Никона, называемое саккос, было изготовлено из драгоценной итальянской ткани, расшитой золотыми нитями. Клобук патриарха Филарета выполнен из белого шелка и украшен жемчугом и шелковой вышивкой. Крест патриарха Филарета изготовлен из серебра и покрыт позолотой. Его украшают драгоценные камни, а на рукояти различима надпись, свидетельствующая о дате изготовления креста – 1623 год.

Настоящий шедевр русского ювелирного искусства – чаша из горного хрусталя , оправленная в золото и богато декорированная изумрудами, рубинами и бирюзой. Кроме нее в витрине-поставце Крестовой палаты хранятся образцы драгоценной столовой утвари, украшавшей царские и патриаршие приемы.

Изделия златокузнецов , представленные в музее, служили и в определенных политических целях. Демонстрируя роскошь и, в том числе, иноземные подарки, царский двор информировал иностранных визитеров о собственном благосостоянии и тесных отношениях с соседними государствами.

Витрины трапезной Патриарших палат демонстрируют посетителям коллекцию русского художественного шитья . На стендах представлены изделия, выполненные методом лицевого шитья, и предметы, созданные при помощи орнаментального. Коллекция датируется периодом XVI-XVII веков. Лицевое шитье использовалось, главным образом, для создания предметов церковного интерьера. В этой технике выполнены представленные в музее пелены, украшавшие алтарные преграды и стены храмов, покровы на престолы, шитые иконы и хоругви. Наиболее древний и значительный экспонат – воздух «Троица Ветхозаветная» , изготовленный в конце XVI столетия в мастерской светлицы бояр Годуновых. Еще одна работа, несомненно достойная внимания экскурсантов – плащаница «Положение во гроб» , вышитая по заказу Михаила Романова и патриарха Филарета. Плащаница была изготовлена в кремлевской мастерской Вознесенского монастыря, которой руководила великая старица Марфа, мать первого русского царя из династии Романовых.

Экспозиция икон в церкви Двенадцати апостолов

Большая часть выставленных в храме образов была написана в мастерских Московского Кремля в XVII столетии. Наиболее ранние работы в коллекции – икона-крест с изображениями пяти иконографических сюжетов и Троица Ветхозаветная с тонким красивым рисунком и звучной цветовой гаммой. Портрет наставника Дмитрия Донского и соратника Сергия Радонежского митрополита Алексея изображает святителя молящимся Спасителю на фоне Московского Кремля.

Значительная живописная работа конца XVII века, представленная в музее церкви Двенадцати апостолов – Распятие с апостольскими страданиями . Икона написана Федором Рожновым по заказу патриарха Адриана. Стиль, в котором работал мастер, называется церковно-схоластическое барокко. Сложная иконография образа представляет зрителю мучения Христа и апостолов, изображенные вокруг медальона со сценой Распятия.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

21 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты. Палаты, предоставленные в пользование Патриарху Московскому и всея Руси Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, после завершения реставрационных работ будут использоваться во время проведения официальных мероприятий с участием Предстоятеля Русской Церкви - встреч, переговоров, приемов .

От редакции . Таким образом, исторические Патриаршие палаты в Московском Кремле останутся музейными помещениями, и при Патриархе Кирилле статус Патриарших палат присвоен … подклету?!

Первыми посетителями Патриарших палат , как сообщается на официальном сайте пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, стали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Его Святейшества. Высоких гостей встречал Святейший Патриарх Кирилл:

UPD . 21 ноября 2011 г. 16:39 патриаршая пресс-служба распространила следующее сообщение: «Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день - особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы , на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения»: http:// www. patriarchia. ru/ db/ text/1749942. html

Как говаривали прежде на Руси, наверху - царь, а внизу - псарь:-)


Для справки : Нижний этаж Грановитой палаты представляет собой хозяйственный подклет из 5 помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади. В 1990-е гг. подклет Грановиой палаты уже был отреставрирован. В 2011 г. была начата новая реставрация подклета (см. фото ) с участием питерского ООО "Рестауро СПб", где впервые используется гидравлическая известь "Сент-Астье" (StA NHL3,5)

Фрагмент интерьера подклета Грановитой палаты 20 января 2005 г . именно здесь, в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин (см. фото ).


13 июля 2011 г., после Литургии в храме Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католическую делегацию во главе с архиепископом г. Тренто Луиджи Брессаном в Мироваренной палате Патриаршего дворца: Этот дипломатический приём в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца стал первым в истории Церкви после упразднения патриаршества на Руси. Все последние 20 лет там, посреди музейной экспозиции, проходили лишь концерты и конференции с приглашением различных церковных организаций. Более того, после приёма делегации Римско-Католической Церкви Патриарх Кирилл провёл в Крестовой (Мироваренной) палате рабочее совещание с заместителем главы Администрации Президента России А.Д. Бегловым и депутатом Государственной Думы РФ от Ярославской области, первым заместителем председателя комитета по международным делам .

Для справки : Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов были построены русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1653-1655 гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. Особое место в дворце занимала Крестовая палата на втором этаже - парадный приемный зал Патриарха Никона, в котором проходили заседания Священного Собора. Здесь Патриарх принимал Царя и послов иностранных держав. В 1763 г. здесь стали совершать варение мира. После упразднения патриаршества во дворце разместилась Московская Синодальная контора. 13 июля 2008 г., в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию в церкви Двенадцати апостолов (см. фото ).

Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор - уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, - белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских - Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то